Экспериментальное обоснование технологии формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Экспериментальное обоснование технологии формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 1

Для проверки на практике гипотезы исследования в 2010-2011 учебном году в профессиональных образовательных учреждениях г. Махачкалы (Профессиональный лицей №9, Профессиональное училище №17, Профессиональное училище №21, Профессиональный лицей ДГИНХ), в которых работали мастера профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ", имеющие достаточно высокую квалификацию в области рабочей профессии и документ об окончании профессиональной школы или индустриально-педагогического техникума (колледжа) или какого-либо (чаще всего, технического) института и в "Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров" (ДИПКПК) на кафедре "Профессионально-технического образования", была проведена опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальное исследование состояния теории и практики педагогической подготовки мастеров позволили определить его объект - процесс формирования и развития педагогической культуры у мастеров в условиях наличия курсов, системы педагогической подготовки по месту работы мастера и его педагогического самообразования.

Предмет опытно-экспериментального исследования - условия развития педагогической культуры у мастеров, разработанные с учетом важнейших закономерностей педагогической культуры мастера и теоретических положений личностно-деятельностного подхода.

Цель опытно-экспериментальной работы - проверка эффективности условий, обеспечивающих развитие педагогической культуры у мастеров профессионального обучения.

В опытно-экспериментальной работе использовались:

наблюдение и протоколирование учебных занятий на курсах в системе повышения квалификации мастеров профессиональной школы;

наблюдение и протоколирование педагогических советов, семинаров, проведенных в контексте методической учебы мастеров;

наблюдение и протоколирование методической учебы, посвященной обобщению передового педагогического опыта, взаимопосещению уроков производственного обучения, анализу собственного опыта, ведению индивидуальных дневников, материалов, связанных с аттестацией мастера и его самообразованием;

беседы с мастерами, участвующими в эксперименте;

анкетирование преподавателей системы повышения квалификации и мастеров;

изучение результатов педагогической деятельности мастеров по месту работы (личностные педагогические достижения, личностные достижения учащихся учебных групп, которыми руководят мастера, участвующие в эксперименте);

проведение комплекса диагностических процедур, связанных с изучением уровней сформированности педагогической культуры у мастеров, предлагаемых вариантов обучения мастеров на курсах, в процессе методической учебы, посредством самообразования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения мастеров на курсах, посредством самообучения (автодидактики), в ходе методической учебы по месту их работы, и предусматривала три этапа.

На первом этапе был проведен анализ педагогической подготовки мастеров профессиональных образовательных учреждениях, в результате чего определены существенные противоречия. Выделены профессиональные образовательные учреждения, в которых руководители были настроены на принципиально иную систему педагогической подготовки мастеров.

При отборе экспериментальных профессиональных образовательных учреждений учитывалось следующее:

понимание и осознание руководителями профессиональных образовательных учреждений иного подхода к организации педагогической подготовки мастеров;

возрастающая роль мастеров в индивидуальном обучении (переподготовке) рабочих из числа безработных;

неиспользованные возможности практики в развитии педагогической культуры мастеров;

отсутствие в ныне действующих учебниках, учебных и методических пособиях эффективных условий целенаправленного развития педагогической культуры мастеров;

акцент курсов при системе повышения квалификации в сторону увеличения времени на изучение личности мастеров;

возможность консультирования мастеров посредством создания научных структур при профессиональных образовательных учреждениях.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы были отобраны профессиональные образовательные учреждения, готовые к экспериментальной работе.

Второй констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление состояния проблемы формирования педагогической культуры мастеров профессионального обучения по специальности "Оператор ЭВМ", через решение следующих задач:

исследование сложившейся системы подготовки мастеров профессионального обучения;

выявление уровня знаний и умений мастеров, характеризующий их уровень педагогической культуры;

изучение методической литературы и программ на предмет возможности использования личностно-деятельностного подхода к подготовке и переподготовке мастеров;

выявление факторов, влияющих на педагогическую культуру мастеров профессионального обучения.

С мастерами была проведена "входная" диагностика на курсах в системе повышения квалификации в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров с помощью анкеты, которая позволила получить представление о мастерах профессионального обучения. Результаты "входной" диагностики, действительно показали их самооценку, отношение к профессии, а также информацию о себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Подходы к организации системы управления качеством образования в педагогическом колледже
Мы не можем не отметить, что в профессиональном образовании в последние 5-7 лет наблюдается всплеск инновационной активности. Это свидетельствует о том, что российское средне-специальное образование, ищет ответы на вопросы, которые поставила современная действительность. Идет модернизация содержания образова ...

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru