Типы и виды взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми

Педагогика как наука » Типы и виды взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми

Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна. С поступлением ребенка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Учащиеся младших классов требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, к педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального поведения.

Данная проблема актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения, отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью. Но эта общительность не имеет сильно выраженного избирательного характера: школьники младших классов находятся в хороших товарищеских отношениях чуть ли не со всеми. В этом возрасте влияние на ребенка детского коллектива огромно. Для игр младших школьников в высшей степени характерно то, что они основаны на тщательном разделении функций. В игре ребенок чувствует себя определенным членом всего коллектива.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которых не существовало еще два-три десятилетия назад. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном, не имеющем четких внешних и внутренних границ социальном пространстве. Д. И. Фельдштейн указывает на реальные изменения у детей, происходящие в современной ситуации в обществе. Так, он отмечает недостаточную социальную компетентность у 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

Объектом исследования в курсовой работе являются взаимоотношения младших школьников, предметом исследования – характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми.

Цель исследования – представить характеристику типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть общую характеристику младшего школьного возраста;

2. Рассмотреть общую характеристику взаимоотношений в младшем школьном возрасте;

3. Проанализировать взаимоотношения младших школьников со сверстниками;

4. Проанализировать взаимоотношения младших школьников со взрослыми (родителями, педагогами).


Другие статьи:

Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в работе с детьми с нарушениями интеллекта музыка может быть использована как эффективное средство в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Для целенаправленной, системной работы необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Суще ...

Анализ прогаммы «Основы здорового образа жизни»
По замыслу разработчиков, она является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, призвана «позитивно изменить сложившуюся негативную ситуацию поведенческого и ценностного характера» среди подростков и молодежи, так как позволяет «сформировать новое отношение к здор ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru