Типы и виды взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми

Педагогика как наука » Типы и виды взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми

Проблема общения младших школьников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна. С поступлением ребенка в школу резко меняется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Учащиеся младших классов требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, к педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального поведения.

Данная проблема актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения, отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни. Дети младшего школьного возраста отличаются своей общительностью. Но эта общительность не имеет сильно выраженного избирательного характера: школьники младших классов находятся в хороших товарищеских отношениях чуть ли не со всеми. В этом возрасте влияние на ребенка детского коллектива огромно. Для игр младших школьников в высшей степени характерно то, что они основаны на тщательном разделении функций. В игре ребенок чувствует себя определенным членом всего коллектива.

Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которых не существовало еще два-три десятилетия назад. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном, не имеющем четких внешних и внутренних границ социальном пространстве. Д. И. Фельдштейн указывает на реальные изменения у детей, происходящие в современной ситуации в обществе. Так, он отмечает недостаточную социальную компетентность у 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

Объектом исследования в курсовой работе являются взаимоотношения младших школьников, предметом исследования – характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми.

Цель исследования – представить характеристику типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть общую характеристику младшего школьного возраста;

2. Рассмотреть общую характеристику взаимоотношений в младшем школьном возрасте;

3. Проанализировать взаимоотношения младших школьников со сверстниками;

4. Проанализировать взаимоотношения младших школьников со взрослыми (родителями, педагогами).


Другие статьи:

Принципы комплектования медицинских групп
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. В некоторых школах допускается пра ...

Игровые мотивы и организация игр
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. 1.Мотивы общения : -учащиеся, совместно решая учебные задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. -При решении коллективных задач используются различные возможности учащих ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru