Актуализация проблемы воспитательной интеграции на современном этапе связана с рядом социально-экономических обстоятельств: усложнением воспитательного процесса, изменением отношений к личности школьника и студента как субъекту развития, повышением социальной роли гражданина, гуманизацией и демократизацией всей жизни. Сложилось положение, когда каждый из социальных институтов может эффективно осуществлять свои функции как звено в единой структуре воспитательного процесса, когда функции всех социальных институтов в целостном процессе формирования и развития личности выступают логически взаимосвязанными компонентами.
Основными факторами, вызывающими целесообразность проведения совместной работы по подготовке учащейся молодежи к выбору специальности и профессионального образования является:
1) введение предпрофильного и профильного обучения в общеобразовательной школе;
2) рост числа учащихся, которые стремятся получить высшее образование;
3) возрастающие требования к уровню специализации, увеличение количества новых профессии, сложность ориентировки учащихся на рынке труда;
4) необходимость более полного удовлетворения потребности в кадрах высокой квалификации и рационального распределения трудовых ресурсов;
5) рациональный учет индивидуальных особенностей учащихся для последующего успешного обучения или труда в избранной сфере деятельности;
6) недостаточная подготовленность учащихся общеобразовательных школ к самостоятельному решению проблемы "Кем быть?"", неполное знание собственных психологических и физических возможностей и требований будущих особенностей профессиональной деятельности.
Исследованию проблем профориентационной работы и профессионального самоопределения школьников в отечественной науке всегда уделялось и уделяется значительное внимание.
Опыт показывает, что недостаточное использование педагогическими коллективами общеобразовательных школ новых социально-экономических возможностей, нарушение оптимального соотношения во взаимодействии школ и вузов в работе по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии и специальности приводят к перегрузке школы многочисленными, часто несвойственными для нее, обязанностями, что снижает общую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Государственно-общественный характер управления образованием предполагает консолидацию всех учреждений и сил общественности, заинтересованных в совершенствовании образования и формировании личности каждого гражданина. Эта консолидация может успешно осуществляться и в подготовке школьников к профессиональному самоопределению.
В практике подготовки школьников к продолжению образования сложилось такое положение, когда общеобразовательная школа ведет подготовку юношей и девушек к трудовой деятельности, не опираясь на теорию и передовую практику профессиональной ориентации по многим профессиям одновременно, без учета индивидуально-психологических особенностей личности, интересов, склонностей и способностей, обоснованной мотивации, возможностей каждого в рациональном выборе и приобретении профессии и успешной деятельности по окончанию обучения.
Анализ литературы по проблеме взаимодействия школы и вуза показал, что в работах рассматриваются аспекты совместной деятельности школы и профессионального учебного заведения по профессиональной ориентации учащихся. Анализ этих работ показывает, что проблема совместной работы школы и высшего профессионального учебного заведения по профессиональному самоопределению не нашла должного решения. В большинстве из них совместная работа нацелена только на старшеклассников (11 класс) и поэтому может рассматриваться не как «профориентационная», а как «профагитационная» для поступления в то или иное профессиональное учебное заведение. Из практики взаимодействия школы и вуза зачастую выпадает важнейший этап профессионального самоопределения подростков - 5-9 классы, где и формируются способности, интересы, наклонности учащихся, их готовность к осознанному, в соответствии со своими способностями и потребностями рынка труда, выбору профессии. Изолированность работы школы от вуза в этот период ведет к тому, что формирование в 10-11 классах профильных (углубленного изучения отдельных циклов дисциплин) классов способствует не профессиональному самоопределению учащихся, а подготовке их к поступлению в вуз на «престижные» профессии, без учета потребностей рынка труда конкретного региона.
Указанные обстоятельства выявили объективно сложившиеся противоречия между:
- необходимостью в современных условиях более активной работы по раннему профессиональному самоопределению школьников и реальным состоянием дел по формированию готовности учащихся к профессиональному выбору;
- потенциальными возможностями совместной работы школы и вуза по раннему профессиональному самоопределению учащихся и недостаточной разработанностью подходов к их взаимодействию и сотрудничеству.
Вышеизложенные противоречия позволили сформулировать проблему: какой должна быть совместная работа среднего общеобразовательного и высшего профессионального учебных заведений по профессиональному самоопределению учащихся, чтобы она способствовала не только отбору в вуз будущих абитуриентов, но и их раннему профессиональному самоопределению по широкому спектру специальностей.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы, наличие противоречий и большая практическая значимость их разрешения обусловили выбор темы настоящего исследования: «Взаимодействие школы и вуза в подготовке школьников к профессиональному самоопределению».
Цель исследования – разработать содержание, методы и формы совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению.
Объект исследования – подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Предмет исследования – взаимодействие вуза и школы в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические основы профессионального самоопределения школьников;
- определить методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению;
- изучить опыт совместной работы школ и вузов по подготовке к профессиональному самоопределению школьников;
- подготовить методические рекомендации работникам школы и вуза в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Гипотеза исследования. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению будет более эффективной, если:
- налажено устойчивое и систематическое взаимодействие между вузом и школой;
- совместно изучены личностные и профессиональные предпочтения школьников;
- у учащихся созданы ясные представления о требованиях высшей школы к абитуриентам.
Методологической основой исследования является:
- педагогические концепции профессионального самоопределения; -психологические исследования профориентационной деятельности и профессионального самоопределения; - концепции формирования готовности к профессиональной деятельности ; - идеи системного подхода к анализу педагогических явлений; - концептуальные положения личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании.
- Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме выпускной квалификационной работы, включенное наблюдение за учащимися, устные и письменные опросы учителей, школьников и работников вузов, педагогический эксперимент, статистическая оценка данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- обоснована необходимость взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию;
- определены содержание, формы и методы эффективного взаимодействия школы и вуза в процессе подготовки учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию;
- предложена система работы школы и вуза по подготовке учащихся к выбору профиля обучения, профессии и профессиональному образованию.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- изучен опыт взаимодействия школ и вузов республики Дагестан по подготовке учащихся к выбору профессии и профессиональному образованию;
- определены возможности успешного взаимодействия школы и вуза по подготовке учащихся старших классов к выбору профессии и профессиональному образованию;
- разработаны методические рекомендации по взаимодействию педагогических советов школ и специальных кафедр вузов, преподавателей вузов и учителей школ по подготовке учащихся к выбору профессии и профессиональному образованию.
Другие статьи:
Сущность и история развития наркомании
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Ш ...
Методика осуществления воспитания этнической толерантности в
школе
Теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности позволяет перейти к проверке достоверности выдвинутой гипотезы и практическому обоснованию теоретических положений, доказывающих правомерность комплекса условий, влияющих на ее эффективность. Сегодня программ по воспитанию толерантности в школ ...