Воспитание этнической толерантности в школе

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе

Сейчас в мире наблюдается тенденция к проявлению межэтнического общения. В мировом обществе перестают существовать границы сковывающие общение людей разных национальностей. Мы всё больше начинаем ценить и уважать мир отличающихся от нас людей. Век информационных технологий открыл перед нами невообразимые границы общения и познания. А тяжелые годы войн научили нас ценить жизнь каждого человека на этой земле. Поэтому такой феномен как этническая толерантность в современном мире приобретает все более значимое место, а для Российского государства проявление межэтнической толерантности является неотъемлемой частью общественной жизни и общения.

Толерантность свойственна русскому социуму, она исторически выявлялась в равной заинтересованности, в добрососедских отношениях и с Западом, и с Востоком. России всегда была чужда культивируемая во многих европейских странах (Великобритания, Германия и др.) идея извечного конфликта Востока и Запада. В современных условиях толерантность по отношению к Западу и Востоку принципиально важна для нашей страны и с точки зрения ее геополитического выживания, и в целях обретения своего достойного места в динамически изменяющемся мировом человеческом сообществе.

Всё больше в нашей стране звучат разговоры о толерантности и уважении к другим культурам и религиям, но необходимо отметить тот факт, что в реальности часто встречается противоречащее понятию толерантность – интолерантность, которое объясняется как нетерпение к инакомыслию или отличиям. В последние 10-15 лет этническая толерантность русских основательно подрывалась, ибо идеологически целенаправленно дискредитировалось одно из важнейших позитивных понятий, да и сам феномен в национально-этнических отношениях – дружба народов. И это в стране, которая исторически формировалась и развивалась на полиэтнической основе.

Россия в наши дни представляет из себя картину состоящую из социальной напряженности, межэтнических конфликтов, явления сепаратизма и национального экстремизма.

В современной России все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семья. Мы очень активно способствуем распространению интолерантности в нашем обществе. Поэтому совершенно не удивительно, когда такое же отношение мы наблюдаем по отношению к себе со стороны других людей. Ведь для того чтобы изменить мир надо сначала изменить самого себя. А что бы и в будущем не сталкиваться с проблемой интолерантности необходимо новое поколение воспитать в духе этнической толерантности и равности всех людей. И это вполне возможно осуществить при помощи определенных программ в учебном процессе школ и, несомненно, при непосредственном общении с родителями школьников.

Одной из особенностей российской школы является разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они составляют 21% от общего количества учащихся. Это украинцы, цыгане, китайцы, армяне, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы, кабардинцы, алтайцы, таджики. Это помогает в процессе воспитания этнической толерантности, так как в этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы можно на практике сблизить интересы учащихся различных национальностей.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, воспитание толерантности обозначена как актуальная задача, входящая в состав основных целей и задач образования и обеспечивающая формирование культуры мира и межличностных отношений. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество и человека.

На сегодняшний день методологическая и теоретическая основа исследования данной проблемы довольно широка. В последние годы происходит формирование нормативно-правовой базы по проблеме межэтнической толерантности. Так в Конвенции о правах ребенка говорится о том, что государство должно уважать и обеспечивать все права ребенка без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения. Кроме того, государства – участники конвенции соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к различным цивилизациям, отличным от его собственной. А так же, в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Непосредственным нормативно-правовым документом по вопросу этнической толерантности является Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 .

В нашем государстве вопрос поликультурного воспитания поднимался в разное время, и предлагалось его решение разными путями. В советское время поликультурное воспитание имело значение воспитания социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, это была одна из важнейших задач партии советской России. На современном этапе развития нашего государства существует письмо Министерства образования РФ № 47/20-11п от 19.03.1993 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором говорится: содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

В России проблема воспитания этнической толерантности волнует многих педагогов нашей страны. Они разрабатывают различные программы этнокультурного воспитания. К этим новаторским работам можно отнести программу В. Богдановой по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста в процессе усвоения регионального компонента содержания образования. Данная программа включает в себя три блока внеклассных занятий, а также внеурочные занятия по чтению. По данной программе дети знакомились с многонациональным составом одной из областей России (Пензенской области), а так же формировали убеждение в необходимости мирного диалога в межнациональных отношениях и уважение национальной культуры своего и других народов.

Кроме того, существуют различные программы этнокультурного воспитания такие как: проект образовательно-воспитательный этнокультурный модуль «Диалог культур»; татаро–русская школа этнокультур «Согласие» и другие.

В данных проектах целью является воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота в ходе изучения русской и татарской культуры одновременно. В данную программу входит изучение таких «разделов», как: Христианство и Ислам, взаимосвязь Ислама и Христианства, Корана и Библии. Это настоящий комплексный проект по развитию и сближению культур.

Существует множество статей о воспитании толерантности и именно этнической толерантности, написанных учителями современных российских и зарубежных школ такими, как Зелова Т.П., Жарчикова Н.П., Акопов А.В., Васильева Ф.И., Гудков В.В., Нели Эм. В этих работах рассматриваются не только проблемы толерантности в общем, но и описываются методы и формы воспитания толерантного поведения у будущего поколения.

В современном обществе пути решения проблемы воспитания этнической толерантности заключаются в реализации уже существующих методов обучения и в создании новых программ, направленных на формирование толерантного восприятия окружающего мира.

В данной работе объектом исследования являются школьники.

Предметом данного исследования является осуществление толерантного воспитания учащихся в рамках отдельных предметов и при организации внеклассной и внешкольной работы.

Таким образом, целью нашей работы является исследование процесса формирование толерантного поведения у школьников.

Гипотеза исследования: толерантное поведение у школьников будет эффективно формироваться при проведении целенаправленной учебно-воспитательной работы в школе.

Исходя из цели и гипотезы определены задачи исследования:

- провести теоретический анализ проблемы толерантного воспитания школьников;

- осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию этнической толерантности школьников;

- выявить условия формирования личности в сфере этнической толерантности;

- разработать методические рекомендации по формированию у современных школьников этнической толерантности.

В соответствии с этими задачами использовались следующие методы исследования:

теоретические методы: анализ литературы по педагогике, истории, психологии, философии связанной с данной проблемой;

экспериментально-эмпирические методы: изучение и обобщение опыта работы педагогов; беседы с учителями, классными руководителями, учащимися и их родителями; анкетирование; тестирование учителей и учащихся.


Другие статьи:

Значение использования исторических сведений на уроках физики
Немаловажным аспектом преподавания физики является исторический. Исторические сведения позволяют учащимся проследить за развитием науки, совершением научных открытий. Процесс обучения любой дисциплине заключается не только в усвоении информации, которую в противном случае пришлось бы воспринимать на веру, но ...

Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи
На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин изучающих речь. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru