Воспитание этнической толерантности в школе

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе

Сейчас в мире наблюдается тенденция к проявлению межэтнического общения. В мировом обществе перестают существовать границы сковывающие общение людей разных национальностей. Мы всё больше начинаем ценить и уважать мир отличающихся от нас людей. Век информационных технологий открыл перед нами невообразимые границы общения и познания. А тяжелые годы войн научили нас ценить жизнь каждого человека на этой земле. Поэтому такой феномен как этническая толерантность в современном мире приобретает все более значимое место, а для Российского государства проявление межэтнической толерантности является неотъемлемой частью общественной жизни и общения.

Толерантность свойственна русскому социуму, она исторически выявлялась в равной заинтересованности, в добрососедских отношениях и с Западом, и с Востоком. России всегда была чужда культивируемая во многих европейских странах (Великобритания, Германия и др.) идея извечного конфликта Востока и Запада. В современных условиях толерантность по отношению к Западу и Востоку принципиально важна для нашей страны и с точки зрения ее геополитического выживания, и в целях обретения своего достойного места в динамически изменяющемся мировом человеческом сообществе.

Всё больше в нашей стране звучат разговоры о толерантности и уважении к другим культурам и религиям, но необходимо отметить тот факт, что в реальности часто встречается противоречащее понятию толерантность – интолерантность, которое объясняется как нетерпение к инакомыслию или отличиям. В последние 10-15 лет этническая толерантность русских основательно подрывалась, ибо идеологически целенаправленно дискредитировалось одно из важнейших позитивных понятий, да и сам феномен в национально-этнических отношениях – дружба народов. И это в стране, которая исторически формировалась и развивалась на полиэтнической основе.

Россия в наши дни представляет из себя картину состоящую из социальной напряженности, межэтнических конфликтов, явления сепаратизма и национального экстремизма.

В современной России все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семья. Мы очень активно способствуем распространению интолерантности в нашем обществе. Поэтому совершенно не удивительно, когда такое же отношение мы наблюдаем по отношению к себе со стороны других людей. Ведь для того чтобы изменить мир надо сначала изменить самого себя. А что бы и в будущем не сталкиваться с проблемой интолерантности необходимо новое поколение воспитать в духе этнической толерантности и равности всех людей. И это вполне возможно осуществить при помощи определенных программ в учебном процессе школ и, несомненно, при непосредственном общении с родителями школьников.

Одной из особенностей российской школы является разнонациональный, полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: они составляют 21% от общего количества учащихся. Это украинцы, цыгане, китайцы, армяне, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы, кабардинцы, алтайцы, таджики. Это помогает в процессе воспитания этнической толерантности, так как в этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы можно на практике сблизить интересы учащихся различных национальностей.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации, воспитание толерантности обозначена как актуальная задача, входящая в состав основных целей и задач образования и обеспечивающая формирование культуры мира и межличностных отношений. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество и человека.

На сегодняшний день методологическая и теоретическая основа исследования данной проблемы довольно широка. В последние годы происходит формирование нормативно-правовой базы по проблеме межэтнической толерантности. Так в Конвенции о правах ребенка говорится о том, что государство должно уважать и обеспечивать все права ребенка без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения. Кроме того, государства – участники конвенции соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к различным цивилизациям, отличным от его собственной. А так же, в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Непосредственным нормативно-правовым документом по вопросу этнической толерантности является Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 .

В нашем государстве вопрос поликультурного воспитания поднимался в разное время, и предлагалось его решение разными путями. В советское время поликультурное воспитание имело значение воспитания социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, это была одна из важнейших задач партии советской России. На современном этапе развития нашего государства существует письмо Министерства образования РФ № 47/20-11п от 19.03.1993 «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором говорится: содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

В России проблема воспитания этнической толерантности волнует многих педагогов нашей страны. Они разрабатывают различные программы этнокультурного воспитания. К этим новаторским работам можно отнести программу В. Богдановой по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста в процессе усвоения регионального компонента содержания образования. Данная программа включает в себя три блока внеклассных занятий, а также внеурочные занятия по чтению. По данной программе дети знакомились с многонациональным составом одной из областей России (Пензенской области), а так же формировали убеждение в необходимости мирного диалога в межнациональных отношениях и уважение национальной культуры своего и других народов.

Кроме того, существуют различные программы этнокультурного воспитания такие как: проект образовательно-воспитательный этнокультурный модуль «Диалог культур»; татаро–русская школа этнокультур «Согласие» и другие.

В данных проектах целью является воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота в ходе изучения русской и татарской культуры одновременно. В данную программу входит изучение таких «разделов», как: Христианство и Ислам, взаимосвязь Ислама и Христианства, Корана и Библии. Это настоящий комплексный проект по развитию и сближению культур.

Существует множество статей о воспитании толерантности и именно этнической толерантности, написанных учителями современных российских и зарубежных школ такими, как Зелова Т.П., Жарчикова Н.П., Акопов А.В., Васильева Ф.И., Гудков В.В., Нели Эм. В этих работах рассматриваются не только проблемы толерантности в общем, но и описываются методы и формы воспитания толерантного поведения у будущего поколения.

В современном обществе пути решения проблемы воспитания этнической толерантности заключаются в реализации уже существующих методов обучения и в создании новых программ, направленных на формирование толерантного восприятия окружающего мира.

В данной работе объектом исследования являются школьники.

Предметом данного исследования является осуществление толерантного воспитания учащихся в рамках отдельных предметов и при организации внеклассной и внешкольной работы.

Таким образом, целью нашей работы является исследование процесса формирование толерантного поведения у школьников.

Гипотеза исследования: толерантное поведение у школьников будет эффективно формироваться при проведении целенаправленной учебно-воспитательной работы в школе.

Исходя из цели и гипотезы определены задачи исследования:

- провести теоретический анализ проблемы толерантного воспитания школьников;

- осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию этнической толерантности школьников;

- выявить условия формирования личности в сфере этнической толерантности;

- разработать методические рекомендации по формированию у современных школьников этнической толерантности.

В соответствии с этими задачами использовались следующие методы исследования:

теоретические методы: анализ литературы по педагогике, истории, психологии, философии связанной с данной проблемой;

экспериментально-эмпирические методы: изучение и обобщение опыта работы педагогов; беседы с учителями, классными руководителями, учащимися и их родителями; анкетирование; тестирование учителей и учащихся.


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru