Расширение пассивного и активного словаря детей предусмотрено программой дошкольного воспитания, следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова описали приемы словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях.
Авторы предлагают различные задания для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Особое внимание логопед должен уделять работе над однокоренными и сложными словами.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина являются авторами программы по подготовке к школе детей с ОНР. В каждом периоде обучения они выделяют лексические темы, связанные с ближайшим окружением, имеющие большую практическую значимость. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыков словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.
Существует определенная преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительными и увеличительными оттенками, прилагательных с различным значением соотнесенности.
Р.И. Лалаева в формировании лексики выделяет следующие направления:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы.
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря прилагательных можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.
Итак, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросы развития словаря детей оказываются недостаточно разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день.
В ходе изучения имеющейся литературы по теме исследования выяснилось, что словарь у изучаемой нами категории детей характеризуется маленьким объемом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии.
Все это приводит нас к мысли о необходимости изучения и развития словарного запаса детей с ОНР.
Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.
Другие статьи:
Методы развития технического мышления у учащихся
Для развития технического мышления у учащихся, самое главное - создать у учащегося установку на творческий поиск. Например, можно предложить учащимся посетить выставку технического творчества и там найти какое-либо устройство, которое можно использовать (прямо или косвенно) в новом решении. Можно рекомендова ...
Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с
интеллектуальной недостаточностью
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в работе с детьми с нарушениями интеллекта музыка может быть использована как эффективное средство в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Для целенаправленной, системной работы необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Суще ...