Элементы литературного Д. т. проявляются у ребёнка с того момента, когда он, овладевая родной речью, начинает манипулировать словами, играть ими, складывать в разных сочетаниях, подчас только ритмически передающих настроение. На ранней стадии - примерно от 2 до 5 лет - литературное Д. т. является частью игры. В этот период трудно провести грань между лирическими и эпическими элементами в Д. т., более того, трудно отделить литературное творчество от др. видов художественной деятельности: ребёнок рисует, одновременно сочиняет стихи или рассказ на тему рисунка, напевая и приплясывая при этом, - всё это отражает синкретизм Д. т. С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам - поэзии, прозе. Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия. Творческое начало проявляется и в наиболее массовом виде литературного творчества подростков и юношества - школьном сочинении. Литературно-творческие способности учащихся развиваются в процессе авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, литературных кружках и др.
Д. т. в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений искусства, а как один из методов музыкального воспитания. С большим вниманием относились к музыкальному Д. т. выдающиеся советские музыканты-педагоги и теоретики Б.в. Асафьев и Б. Л. Яворский. Проблемы музыкального Д. т. широко исследовались Институтом дошкольного воспитания АПН СССР (Н. А. Ветлугиной). Значительный вклад в музыкальное воспитание и образование детей внесён Д. Б. Кабалевским, В. Н. Шацкой, В. С. Локтевым и др.
Во многих странах в 60-е гг. 20 в. стала применяться так называемая релятивная система музыкального обучения, в которой важное место занимает импровизация. Эта система была разработана на основе национальных музыкальных традиций выдающимся венгерским композитором З. Кодаем, а затем и педагогами ряда др. стран (в том числе СССР) применительно к своим национальным музыкальным традициям.
В 60-е гг. большую популярность приобрели фото- и кинолюбительство детей, также развивающее детские художественно-творческие способности. Самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма.
В исполнительских видах художественной деятельности детей (в театральных, хореографических, хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, музыкального произведения, читаемого текста.
Развитию художественного Д. т. способствуют занятия пением, ритмикой, рисованием, лепкой и др., организуемые в детских садах; уроки литературы, музыки и пения, рисования, а также факультативные занятия искусством в общеобразовательной школе; различные ученические художественные кружки и коллективы в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях; сеть музыкальных и специальных художественных школ для одарённых детей; регулярно проводимые выставки, смотры, конкурсы художественного Д. т. Всё более заметной становится роль семьи в творческом развитии детей.
В начале 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетическом воспитании детей и развитии художественного Д. т. в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художественного воспитания, специальные научно-методические учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам искусства, коллективы детской художественной самодеятельности. В 1952 дома художественного воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников.
Изучение Д. т. сосредоточено в научно-исследовательских институтах Академии педагогических наук СССР: технического - в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, художественного - в НИИ художественного воспитания.
Музейные коллекции произведений художественного Д. т. имеются в Ленинграде, Киеве, Ереване и др. Крупные центры художественного Д. т. есть в Индии (Дели), Югославии (Нови-Сад), Франции (Севр), Италии (Флоренция), США (при Музее современного искусства в Нью-Йорке, Колумбийском университете и др.). С конца 19 в. - позднее в рамках деятельности ЮНЕСКО - действуют международные организации, способствующие развитию художественного Д. т.
Другие статьи:
Классификация технологий обучения
Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личнос ...
Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных
программ
Лишь при условии выявления возможностей и содержания работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развивать чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей. ...