Русское словесное ударение

Страница 5

Перенос ударения на предлог возможен, как правило, тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, ударение на предлог не переходит. Например:

поверить на́ слово, но: обратить внимание на сло́во "преобразование";

спустить корабль на́ воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на во́ду;

этот человек нечист на́ руку, но: на ру́ку была наложена повязка;

Часто переносится ударение на предлог НА при сочетании его с числительными: на́ два, на́ три, на́ пять, на́ десять, на́ сто, на́ двое, на́ трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения ударения не происходит: уехать на два́-три́ дня, на пя́ть-ше́сть месяцев, на дво́е-тро́е суток. Произнесение на́ два-три, на́ три-пять следует признать неверным. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на два́ или три́ дня, на пя́ть или ше́сть месяцев, на дво́е или тро́е суток.

Ударение не переносится на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравним: уехать на́ два месяца - уехать на два́ месяца и десять дней; командировка на́ год - командировка на го́д и три месяца; встреча назначена на́ три часа - встреча назначена на три́ часа тридцать минут.

Таким образом, ударение - один из важнейших элементов устной речи, обладающее рядом особенностей: динамикой, разноместностью и подвижностью. В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

Высшее сестринское образование в Англии
Школа медсестёр при Йельском университете была основана в 1923 году и явилась первой подобной школой, дающей академическое образование, а не просто обучающей профессии сиделки. Йельская школа считается первой аспирантурой для медсестёр. Йельская школа медсестёр готовит будущих лидеров сестринского дела, а пр ...

Технология работы с педагогически запущенными детьми
1. Изучение учащихся, выявление трудных подростков и детей группы риска, организация индивидуальной учебно - воспитательной работы с ними. На этом этапе работы необходимо выявление трудных учащихся, основных досто­инств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интере­сов, которые могут быть испо ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru