Учебная деятельность в подростковом возрасте

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности:

1) по отношению к учению - от ответственного до равнодушного, безразличного;

2) по общему развитию - от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;

3) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы);

4) по способам усвоения материала - от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;

5) по умению преодолевать трудности в учебной работе - от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;

6) по широте и глубине познавательных интересов,

Выраженность дефектов учебной деятельности может быть разной, но после V класса они могут привести к последствиям необратимого характера - неспособности самостоятельно усваивать новый материал, особенно усложняющийся, формировать индивидуальный стиль умственной деятельности. Обнаружено, что смена типа преподавания (вместо одного учителя появляется 5-6) трудно дается всему классу, но особенно детям с дефектами учебной деятельности.

Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая - особенностей отношений учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VII-VIII классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся.

Младшие подростки оценивают учебные предметы по отношению к учителю и успеху в его усвоении (по оценкам). С возрастом их все больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется деление предметов на "интересные" и "неинтересные", "нужные" и "ненужные", что определяется качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Формирование и поддержание интереса к предмету - дело учителя, его мастерства, профессионализма, заинтересованности в передаче знаний.

В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия "учение". В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.


Другие статьи:

Высшее сестринское образование в США
В США существуют три основные образовательные программы, в рамках которых осуществляется профессиональная подготовка медицинских сестёр: Программы начального профессионального обучения непосредственно в лечебных учреждениях, рассчитанные на три года, с получением свидетельства младшей медицинской сестры. Уча ...

Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Задачи словарной работы: 1. Обогащение слов ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru