В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.
Здоровый образ жизни создается и в семье, и в детском саду, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы. Неправильно организованный труд детей может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни. Человек, умеющий с раннего возраста правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
• Рациональный режим;
• Правильное питание;
• Рациональная двигательная активность;
• Закаливание организма;
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния [30, 56].
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
• Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
Другие статьи:
Диагностика проблем семей имеющих детей с ограниченными возможностями
здоровья
Для подтверждения теоретических положений исследования нами была разработана и проведена экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» создано в соответ ...
Метод
проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ
Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольн ...