Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.
Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.
Для детей ясельного возраста:
частые заболевания матери во время беременности;
несоответствие домашнего режима ясельному;
возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
токсикоз 2-й половины беременности у матери;
асфиксия при рождении;
низкий культурный и образовательный уровень семьи;
злоупотребление родителей алкоголем;
конфликтные отношения между родителями;
отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;
рахит 2-3-й степени;
наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2-3-я группа здоровья);
масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
содержание гемоглобина менее 116 г/л.
Для детей дошкольного возраста:
частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
неудовлетворительная адаптация к яслям;
злоупотребление родителей алкоголем;
конфликтные отношения между родителями;
неправильное домашнее воспитание;
отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
мужской пол ребенка;
низкий культурный и образовательный уровень семьи;
осложнения в родах;
масса тела при рождении менее 2500 г;
отклонения в физическом и психическом развитии .
При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога детского сада с первых дней посещения учреждения.
Учёные выделяют два основных критерия успешной адаптации:
внутренний комфорт - эмоциональная уверенность,
внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Выделяют 4 основных фактора поведенческой адаптации:
эмоциональное состояние,
коммуникабельность,
дневной сон,
аппетит.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов (исследования Н.А. Аксариной, Н.П. Жуковой, Р.В. Тонковой-Ямполькой и др.):
Возраста ребёнка,
Другие статьи:
Разработка занятий по МХК с использованием инновационных
технологий
Предмет «мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в классах универсального обучения. На профильном уровне изучение мировой художе ...
Конспекты кружковых занятий
Занятие 1. «Домики и тележки для гномов» Цель: Учить детей делать объемные игрушки-тележки, работать с бумагой, ножницами. Учить понимать чертеж и действовать в соответствии с ним (делать надрезы в указанных местах), оформлять поделку мелкими деталями, использовать рациональные способы вырезания одинаковых п ...