Принципы и критерии успешной адаптации

Страница 3

Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.

Для детей ясельного возраста:

частые заболевания матери во время беременности;

несоответствие домашнего режима ясельному;

возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;

токсикоз 2-й половины беременности у матери;

асфиксия при рождении;

низкий культурный и образовательный уровень семьи;

злоупотребление родителей алкоголем;

конфликтные отношения между родителями;

отставание ребенка в нервно-психическом развитии;

раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;

рахит 2-3-й степени;

наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2-3-я группа здоровья);

масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;

содержание гемоглобина менее 116 г/л.

Для детей дошкольного возраста:

частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;

неудовлетворительная адаптация к яслям;

злоупотребление родителей алкоголем;

конфликтные отношения между родителями;

неправильное домашнее воспитание;

отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;

мужской пол ребенка;

низкий культурный и образовательный уровень семьи;

осложнения в родах;

масса тела при рождении менее 2500 г;

отклонения в физическом и психическом развитии .

При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога детского сада с первых дней посещения учреждения.

Учёные выделяют два основных критерия успешной адаптации:

внутренний комфорт - эмоциональная уверенность,

внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Выделяют 4 основных фактора поведенческой адаптации:

эмоциональное состояние,

коммуникабельность,

дневной сон,

аппетит.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов (исследования Н.А. Аксариной, Н.П. Жуковой, Р.В. Тонковой-Ямполькой и др.):

Возраста ребёнка,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Изучение шекспировских мотивов в поэзии М. Цветаевой на уроке литературы
Известно, что спровоцированная Цветаевой «невстреча» с Б. Пастернаком в Берлине (1923) дала всплеск рефлексии над женскими образами Офелии, Эвридики, Ариадны, Федры. Существенно и то, что М. Цветаева в этот период вынашивала замысел трилогии «Гнев Афродиты» и «обдумывала современные возможности трагедии как ...

Система комплексной работы по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по использованию игр-загадок, головоломок, ребусов и кроссвордов в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста 2. Разработать и апробиро ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru