Принципы и критерии успешной адаптации

Страница 3

Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.

Для детей ясельного возраста:

частые заболевания матери во время беременности;

несоответствие домашнего режима ясельному;

возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;

токсикоз 2-й половины беременности у матери;

асфиксия при рождении;

низкий культурный и образовательный уровень семьи;

злоупотребление родителей алкоголем;

конфликтные отношения между родителями;

отставание ребенка в нервно-психическом развитии;

раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;

рахит 2-3-й степени;

наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2-3-я группа здоровья);

масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;

содержание гемоглобина менее 116 г/л.

Для детей дошкольного возраста:

частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;

неудовлетворительная адаптация к яслям;

злоупотребление родителей алкоголем;

конфликтные отношения между родителями;

неправильное домашнее воспитание;

отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;

мужской пол ребенка;

низкий культурный и образовательный уровень семьи;

осложнения в родах;

масса тела при рождении менее 2500 г;

отклонения в физическом и психическом развитии .

При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога детского сада с первых дней посещения учреждения.

Учёные выделяют два основных критерия успешной адаптации:

внутренний комфорт - эмоциональная уверенность,

внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Выделяют 4 основных фактора поведенческой адаптации:

эмоциональное состояние,

коммуникабельность,

дневной сон,

аппетит.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов (исследования Н.А. Аксариной, Н.П. Жуковой, Р.В. Тонковой-Ямполькой и др.):

Возраста ребёнка,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Урок – основная форма организации обучения
Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченным в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьезные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образоват ...

Система хронологических представлений школьников
Ведущие методисты советского периода разрабатывали систему изучения хронологии, ими были разработаны различные методы и приёмы, позволяющие обеспечить на уроке усвоение хронологических сведений, варианты объяснения наиболее сложных тем, например: «Счёт лет в истории», «Соотнесение века с тысячелетием», «Реше ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru