Для определения уровня развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи III уровня было проведено специальное обследование.
Специальное обследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении Азбабинска Апастовского района с 1 сентября 2010 года.
В круг исследования включалось 30 детей с старшего дошкольного возраста (5 лет): из них 17 девочек и 13 мальчиков. Экспериментальную группу составили 15 детей, у которых зафиксировано общее недоразвитие речи III уровня. Контрольную группу составили дошкольники без речевых нарушений.
Исследование фонематического восприятия (констатирующий эксперимент) проводилось в течение двух недель: в первую неделю были обследованы дети контрольной группы, во вторую – дети экспериментальной группы. Обследование фонематических процессов проходило в первую половину дня в кабинете логопеда индивидуально с каждым ребенком и фронтально, с группой детей (игра «Кто позвал»).
При обследовании детей учитывалось то, что часто дети с речевым недоразвитием с трудом вступают в контакт с посторонними людьми. И в нашем исследовании первоначально создавались эмоционально-положительные взаимоотношения с детьми.
Обследование фонематических процессов состояло из нескольких этапов:
1. Обследование слухового восприятия
Цель: обследование слухового восприятия
Оборудование: игрушки: погремушка, колокольчик, труба и бубен.
Инструкция: Первоначально детям предлагалось послушать звучание всех игрушек. Затем ребенок закрывал глаза, а экспериментатор воспроизводил звук каким-либо предметом. Далее задавался вопрос: «Что звенело?», ребенок должен был назвать предмет.
Критерии оценки: задание считается выполненным, если ребенок отгадал звучащий предмет.
2. Обследование речевого слуха
Цель: изучение речевого слуха
Описание исследования: проводится игра «Кто позвал». Данный вид задания проводился фронтально. Выбирался ведущий, который поворачивался ко всем спиной. Экспериментатор указывал на какого-либо ребенка, который называл имя ведущего. Далее ведущий оборачивался и отвечал, кто его позвал.
Критерии оценки: задание считается выполненным, если ребенок отгадывал имя.
3. Обследование фонематического слуха
Цель: диагностика фонематического слуха
Описание: экспериментатор использовал слоги, отличающиеся по звонкости-глухости, твердости-мягкости, по месту и способу образования как на уровне ненарушенных звуков, так и на уровне нарушенных. Обследование проводится на материале серий из двух (трех) слогов типа согласный-гласный и включает в себя дифференциацию слогов, содержащих:
1. Акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки, например:
са-ша
шо-со-шо
ся-ща-ся
зу-жу
за-жа-за
зо-жо-зо
2. Артикуляторно и акустически близкие звуки, например:
цу-су
жи-жи-ши
чу-щу
сы-зы-зы
шо-шо-жо
ча-ча-ща
ся-зя-ся
жу-шу-жу
щи-щи-чи
3. Звуки, различающиеся по глухости-звонкости:
Па-ба
Па-ба-па
Да-та
Да-та-да
Ка-га
Га-ка-ка
4. Звуки, различающиеся по твердости-мягкости:
Ма-мя
Ма-мя-ма
Па-пя
Пя-па-пя
Ти-ты
Ты-ти-ты
3. Обследование фонематического анализа
Цель: определить умение выделять устойчивые смыслоразличительные единицы – фонемы из звукового потока слова на основе их слухопроизносительной дифференциации; овладение учебным (умственным) действием последовательно, по порядку выделять все звуки в составе слова.
Другие статьи:
Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...
Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе
изобразительной деятельности
Группа I Игры с использованием пиктограмм Игра «Добрый и злой» Задача: -учить детей отражать в рисунке состояния радости и злости; -развитие внимания и наблюдательности; -активизация словаря детей. Материал: -портреты доброго и злого волшебников, -незаконченные рисунки на каждого ребенка. Содержание. В групп ...