Причины и последствия противоправного поведения несовершеннолетних

Страница 4

Важная роль в генезисе преступного поведения принадлежит внешним условиям, облегчающим совершение преступления, а также конкретно жизненной ситуации. Последняя представляет собой совокупность обстоятельств жизни конкретного лица, способствующих возникновению у него при определенных условиях решимости совершить преступление. Обладает различной протяженностью во времени и пространстве, жизненные ситуации характеризуются и другими свойствами, среди которых, прежде всего, следует указать на их повторяемость, взаимосвязь с социальной средой и влияние на участников ситуативного взаимодействия. Исследуя взаимосвязь различных обстоятельств, детерминирующих преступление, Б.С. Волков пришел к выводу, что их роль в генезисе преступного поведения различна. «В одних случаях, – указывает он, – причина антиобщественного поведения заключена в совершившем преступление, в условиях его неблагоприятного воспитания и формирования, в других – она коренится в обстоятельствах непосредственной ситуации, в которой было совершено преступление». Думается, однако, что роль ее может быть правильно понята только в сочетании с индивидуальными свойствами, возрастными, психологическими и иными особенностями личности правонарушителя.

Применительно к несовершеннолетним правонарушителям особо следует выделить конфликтные ситуации, представляющие разновидность жизненных ситуаций, при которых происходит столкновение интересов и потребностей взаимодействующих сторон. Они существенно различаются по степени напряженности и могут возникать как в результате преднамеренных действий учебного взаимодействия так и независимо от них, под воздействием обычных причин, социальных факторов или же стечению обстоятельств.

Нетрудно заметить, что криминогенная значимость их различна. В первом случае напряженность и «провоцирующее» влияние конфликтной ситуации выступают наиболее четко, поскольку она складывается вследствие целенаправленных деяний правонарушителей, проявивших решимость совершить преступление. Усилия субъектов профилактики в таких случаях, прежде всего, должны быть направлены на наиболее полное выявление и безотлагательное устранение совокупности обстоятельств, обусловливающих конфликтную ситуацию или способствующих ее развитию.

Воздействуя на личность и «предлагая» ей наиболее приемлемые варианты поведения, конфликтная ситуация требует принятия конкретных решений. Однако они не являются лишь ответной механической реакцией на воздействие внешней среды в форме конфликтной ситуации, которая осознается личностью с учетом имеющейся информации, накопленного жизненного опыта и системы личностных свойств индивида. Отсюда следует, что принятие решения и выбор противоправного варианта поведения носят, актуализированный характер и зависят как от объективных факторов, взаимосвязанных с конфликтной ситуацией, так и от субъективных обстоятельств, относящихся к личностным свойствам учащегося правонарушителя. К ним, прежде всего, следует отнести мотив как внутреннее осознанное побуждение к действию, интересы, ценностные ориентации и направленность действий субъектов ситуационного взаимодействия.

Поскольку конфликтные ситуации предшествуют совершению преступления, направленность мер профилактики определяется не только объективным содержанием ситуации, но и субъективным восприятием ее участниками ситуативного взаимодействия. В тех случаях, когда конфликтные ситуации в силу различных причин не поддаются устранению, нежелательное поведение может быть предотвращено путем целенаправленного профилактического воздействия на участников и усиления социального контроля за правомерностью их действий. Такой контроль обычно осуществляется опосредствованным путем через семью, школу, учебный коллектив и другие социальные образования. Он призван нейтрализовать криминогенное влияние ситуации на личность, прервать формирование противоправного поведения и в конечном итоге привести к изменению жизненных установок и ориентации правонарушителя.

По мнению В. Момова, формирование системы нравственного саморегулирования у подростков предполагает такую организацию их деятельности и поведения, при которой внешний контроль со стороны родителей и педагогов все больше уступает место внутренним нравственным образцам.

Таким образом, исследования советских ученых психологов и педагогов убедительно показали, что с возрастом у учащихся подростков повышается чувство моральной ответственности за свои поступки, формируется умение владеть собой, правильно оценивать действия, преодолевать аффективность поведения. Однако развитость всех этих качеств, уровень мышления еще не достигают зрелости, присущей взрослым лица. В отличие от работающих, учащиеся непосредственно еще не принимают участия в производственной деятельности. Основным направлением их деятельности является учебный процесс, подготовка к общественно полезному труду. Воспитание несовершеннолетних осуществляется, прежде всего, в процессе обучения, что составляет основу всей воспитательной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Методические рекомендации к урокам решения задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Не будет большим преувеличением утверждение о том, что жизненная деятельность человека и всего общества состоит из каждодневного решения различных задач во всем многообразии их содержания, роли и применяемых методов решения. Большинство из этих поставленных задач решается человеком и всем обществом в процесс ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
В современной советской системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естестве ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru