Чтение – это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, беглость, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость») и понимание прочитанного.
Цель нашего исследования – изучение нарушений чтения у учащихся третьего класса общеобразовательной школы.
Актуальность и значимость вопроса формирования навыков чтения, проанализированное в двух главах, позволили определить направление собственного исследования и выделить следующие задачи:
1. Выявление уровня понимания прочитанного;
2. Оценка скорости прочитанного;
3. Определение качества чтения и характер ошибок.
Для оценки навыка чтения считаем целесообразным использовать методику, предложенную А.Н. Корневым (методика представлена в приложении 1). Предлагаемая им стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) дает достоверные результаты, легка в обработке и помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения как, скорость, правильность и понимание прочитанного.
В нашем исследовании рассматривались три аспекта чтения: понимание прочитанного, скорость чтения и качество чтения.
Для определения понимания прочитанного дети отвечают на вопросы по тексту (список вопросов в приложении 1), а затем оцениваются по пяти бальной шкале:
· 5 баллов – ответ на 9-10 из 10 предложенных вопросов;
· 4 балла – ответ на 8 из 10 предложенных вопросов;
· 3 балла – ответ на 7 из 10 предложенных вопроса;
· 2 балла – ответ на 6 из 10 предложенных вопроса;
· 1 балл – ответ на 5 из 10 предложенных вопроса;
· 0 баллов – ответ на 4 и менее из 10 предложенных вопроса.
Для оценки скорости прочитанного фиксируется количество слов, прочитанных в минуту, а затем также оцениваются по пяти бальной шкале:
· 5 баллов – 80 и более слов в минуту;
· 4 балла – 76-79 баллов в минуту;
· 3 балла – 70-75 баллов в минуту;
· 2 балла – 64-69 баллов в минуту;
· 1 балл – 55-63 балла в минуту;
· 0 баллов – 50-54 баллов в минуту.
В третьей таблице оценивается характер ошибок и качество чтения, эти критерии также оцениваются по пяти бальной шкале:
· 5 баллов – 0-1 ошибка в тексте;
· 4 балла – 2-3 ошибки в тексте;
· 3 балла – 4-5 ошибок в тексте;
· 2 балла – 6-7 ошибок в тексте;
· 1 балл – 8-9 ошибок в тексте;
· 0 баллов – 10 и более ошибок в тексте.
Экспериментальная работа проводилась в естественных педагогических условиях средней общеобразовательной школы № 507 г. Санкт-Петербурга, Московского района с 15 по 31 марта 2010 года. Директор школы Капедрина Нина Николаевна.
В эксперименте принимали участие двадцать учеников третьего «В» класса. Обучаются они по программе 1-4, в школе учатся с 6-7-летнего возраста.
Мы исследовали 20 учеников на основе методики, которую мы для них выбрали.
Материал: Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по Корневу А.Н. Текст для оценки техники чтения «Как я ловил раков» .
Инструкция: «Прочитай, пожалуйста текст. Сделай это как можно быстрее и без ошибок. В конце чтения я задам тебе несколько вопросов».
Во время чтения, мы следили за скоростью чтения по секундомеру и отмечали сделанные ошибки в протоколах.
Другие статьи:
Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной
литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»
Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Её изучение в школе – нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических ...
Психолого - педагогические особенности детей младшего школьного возраста из
разведенных семей
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучени ...