Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогика как наука » Эффективность технологии социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья » Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 5

В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации.

Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.

Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида.

В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п.), эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности.

Микросоциальная среда, в которую адаптируется ребенок - индивид, в качественном отношении исключительно разнообразна. Она может выступать для него как чуждая и близкая, благожелательная или агрессивная, благоприятная или неблагоприятная. При вхождении ребенка или подростка в благоприятную среду создаются определенные предпосылки для реализации социальных потребностей: каждый с учетом своих индивидуальных особенностей находит для себя общие интересы, близких товарищей, приобретается определенный социально-психологический статус. Анализируя медицинские документы, можно увидеть, что большинство медицинских диагнозов детей - инвалидов сопровождаются социальной дезадаптацией разной степени тяжести.

У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения. Наиболее острым для ребенка с ограниченными возможностями периодом становится, например, начало обучения в школе, когда ему необходимо проявить способности к обучению и общению.

В числе других причин, затрудняющих реализацию его социальных потребностей, могут быть:

— нарушения интеллектуальных функций, асинхрония их формирования;

— нарушения в поведении, связанные с повышенной потребностью ребенка в движениях и неумением их контролировать;

— различные нейродинамические нарушения. Чаще всего их последствия проявляются в виде синдрома гипервозбудимости или психомоторной заторможенности, а также в форме нестабильности психических процессов (эмоциональной неустойчивости);

—личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития (умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определять для себя оптимальную позицию в отношении с ними), а также интегрированные личностные образования — самооценка и уровень притязаний.

Важным аспектом социально-психологической адаптации является принятие ребенком или подростком социальной роли в той микросреде, в которой он адаптируется.

Практический опыт работы в условиях реабилитационного центра с детьми с различными психофизическими отклонениями показывает, что эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением которого считается аутизм.

Дети, посещающие центр «Анастасия», представляют очень разнородную группу по своей клинической характеристике. Это дети с различными инвалидизирующими заболеваниями, большинство из которых сопровождаются различными отклонениями в поведении. У некоторых детей медицинские диагнозы связаны и с выраженными нарушениями поведения, требующие лечения и ухода. Группы инвалидизирующих заболеваний детей, посещающих реабилитационный центр «Анастасия» представлен на схеме 1.

Схема 1

Группы инвалидизирующих заболеваний детей, посещающих реабилитационный центр

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Методика применения «опорных конспектов» в общеобразовательной школе
Понятие опорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора Шаталова. Здесь опорный конспект по физике понимается расширительно в той мере, в какой он может заменить минимальный конспект для учащихся. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в к ...

Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
Эстрада — вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр , так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие да ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru