Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников

Педагогика как наука » Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе » Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников

Страница 2

А.А. Столяр считает, что весьма важную, а вернее, основную роль в восприятии геометрических фигур и формы предмета, имеет обследование.

А.А. Столяр отмечает, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается весьма низкий уровень обследования геометрических фигур и формы предмета, не различают полностью фигуры овал и круг, прямоугольник и квадрат.

А.Н. Леушина считает, что в познании формы окружающих предметов особую роль играют геометрические фигуры, с которыми сопоставляются предметы окружающего мира. Поэтому она считает важным как можно раньше познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить различать, называть их. Знание геометрических фигур и форм предметов представляет собой в известном смысле высший уровень знаний, поскольку в них сконцентрированы в отвлеченном виде наиболее общие свойства формы реальных предметов.

Наряду с этим важно дать детям знание основных геометрических фигур и форм предметов, и предоставить их возможность пользоваться классификацией эти форм (конические, цилиндрические, прямоугольные).

Обычно детей знакомят с геометрическими фигурами, резко отличающимися друг от друга по своей конфигурации, – с кругом, квадратом, треугольником. Н.П. Сакулина предлагает для успешного освоения детьми геометрических фигур, научить их более тонко дифференцировать геометрические формы, входящих в группу округлых и в группу прямолинейных.

А.Н. Леушина отмечает, что в старшем дошкольном возрасте дети не узнают квадрата, если он повернут на 45°. Чтобы опознать квадрат, надо мысленно перевернуть его, что дошкольник сделать не может. поэтому А.Н. Леушина делает вывод, что ребенок еще не видит тождественности фигур и форм предметов.

Н.Н. Поддъяков обнаружил, что наличие у детей представлений о круге и окружности отнюдь не обеспечивает решение более сложной задачи, возникающей часто в продуктивных видах деятельности.

Опираясь на исследования, проведенные под руководством В.В. Давыдова, в области формирования геометрических представлений мы предложили вести детей от общего к частному. Так дошкольниками сначала дают представления о многоугольнике, а затем знакомят с тем, как называются некоторые его формы – квадрат, прямоугольник, трапеция. В этом случае дети старшего возраста сами могут выделить общие признаки различных классов геометрических фигур, а на этой строить их определения. Не добиваясь обязательного и одинакового для всех запоминания названий, возможно, значительно расширить геометрический кругозор детей.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе отмечено, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития старших дошкольников. Исследованы психологические механизмы освоения математических знаний, прослежена связь математического развития с сенсорным воспитанием.

Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделяться в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами.

Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

С.Л. Рубинштейн считал, что аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми дети определяют форму предметов и их частей.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Технологический подход к обучению в практической деятельности учителя
Из повседневной школьной практики возникает потребность детального теоретического изучения деятельности учителя, ее структуры, каждой из составляющих этого сложного процесса, осмысления в них творческого начала, необходимость в котором стала особенно ощутима в период, последовавший за эпохой единообразия обу ...

Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста
С целью изучения проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста нами были использованы диагностические методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»); тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек"; опросник для родителей. «Психол ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru