Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира

Педагогика как наука » Обучение детей старшего дошкольного возраста элементарным представлениям о свойствах воздуха и воды » Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира

Страница 3

Продолжается закрепление знаний детей о свойствах воды, льда, снега.

Здесь возможно применение различных игр: «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью фильтра-бумаги, марли, сетки). «Игра цвета» (делать цветную воду). «Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли). «Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор). «Царство цветных льдинок» (замораживание цветной воды в формочках). «Наливаем – выливаем» (наполнение водой разных сосудов с узким и широким горлом с помощью воронок, пипеток, трубочек, мензурок, шприцев). «Испытание кораблей» (испытание плавучести разных предметов на спокойной воде, во время ветра, нагоняя его разными способами).

Также возможно проведение следующих опытов:

Опыт 1.

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в которой налита. Вспомните, где и как разливаются лужи.

Опыт 2.

Вода не имеет вкуса. Сначала дети пробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт 3. Вода не имеет запаха. Предложить понюхать простую воду. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. Чем теперь пахнет вода? Заварка воды чаем, мятой.

Опыт 4. Вода не имеет цвета (подкрашивание воды).

Опыт 5. Животворные силы воды. Поставить в воду срезанные ветки. Понаблюдать, как появятся корешки. Одно из важных свойств вода – давать жизнь всему живому. Рассказать о засухе.

Опыт 6. Испарение. Вскипятить воду, накрыть воду крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в воду, и эти капли падают вниз.

Опыт 7. Защитные свойства снега (воду в 3-х бутылках закрыть на разную глубину в снеге).

Если в более раннем возрасте дети научились различать твердые предметы и жидкости, то в старшей группе вполне возможно сообщить детям знания о том, как осуществляется переход из одного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот). Снег, лед – это вода изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры.

Основная задача – сформировать у детей представление всеобщности этих явлений: все твердые тела можно превратить в жидкость, все жидкости могут быть превращены в пар. Ознакомление проводится через занятия, наблюдения, опыты.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашей работе мы придерживались определения, предложенного Поддьяковым Н.Н.: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой».

На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Основные определения используемые Болонской программой
Кредитно-модульная система организации учебного процесса: это модель организации учебного процесса, которая базируется на соединении модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц (зачетных кредитов). Модуль: задокументированная завершенная часть - учебная дисциплина, практика, гос аттестаци ...

Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
общий недоразвитие речь пространственный В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru