Агрессия в дошкольном возрасте

Страница 5

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением говорит о том, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка.

Поэтому работу по коррекции агрессивного поведения у детей младшего дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями.

Методы диагностики агрессивных тенденций у детей:

1) беседа с воспитателями;

2) методика Розенцвейга;

3) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры.

4) опросник для воспитателей;

5) методика Л. Бендер;

6) анкета для родителей;

7) опросник для родителей;

8) опросник АСВ для родителей «Анализ семейных взаимоотношений детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет» (Э.Г. Эйдемиллер).

Старший дошкольник готовится сменить свою социальную позицию. Принятие новой роли – роли ученика может привести к возникновению новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым условиям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности – агрессивного ребенка .

Агрессивные дети, как правило, стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происходит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются повышенной конфликтностью. Агрессивный ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, в следствие чего агрессивный ребенок часто, бывает, отвергнут другими детьми.

В ходе игры по мере приближения ее к концу большинство детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам). Агрессивное поведение у дошкольников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.

Исследование проблемы детской агрессии и агрессивности в отечественной психологии проводится в контексте более глобальных вопросов формирования личности, круга ее общения. Первые работы по проблеме агрессивности в отечественной науке проводились в 20–30 годы в рамках педологических исследований. Большинство исследователей того периода (А.Б. Залкинд, А.С. Залужный, Г.Я. Кучеров, А.С. Грибоедов) подчеркивает роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивности у ребенка. К этим условиям относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем (30-е годы) основной акцент ставился на взаимоотношениях в семье и недостатки в обучении (отсутствие индивидуального подхода к детям).

В дальнейшем исследование проблемы агрессивности у детей в отечественной психологии велось в различных направлениях: изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка (В.С. Мухина, 1985), изучение роли общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей, изучение особенностей общения ребенка в детском коллективе и причин его агрессивности (А.А. Рояк, Л.С. Славина, Л.И. Божович и др.), изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений (В.В. Лебединский и др., 1990), изучение влияния индивидных свойств человека (например, темперамент) на проявление агрессивности во взаимоотношениях между детьми (Т.Г. Васильева, 1976).). Современные исследования детской агрессивности (дошкольников и младших школьников) проводятся в разных направлениях: роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (Л.А. Абрамян, 1990; А.И. Захаров, 1993; А.М. Прихожан, М.Н. Толстых, 1990 и др.), изучение биологических причин агрессивности (И. Лалаянц, 1993, 1995) анализ методов диагностики агрессивности (С.Л. Завражин, 1993; Д.В. Лубовский, 1990, и др.), поиск путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного (В.И. Гарбузов, 1994; М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович, 1996; А.И. Захаров, 1993; С.В. Капранова, 1997; Н.В. Клюева и др., 1996; В.В. Лебединский, 1990; М.И. Чистякова, 1995 и др.).

Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация соревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свидетельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Обзор и анализ основных педагогических произведений Януша Корчака
Из всего литературного наследия легендарного польского педагога и писателя Януша Корчака трудно выделить отдельные педагогические работы. В принципе все его произведения: и публицистика, и сказки, и дневник, так или иначе, касаются вопросов воспитания и несут педагогическую тематику. В данной работе мы рассм ...

Сущность понятия «готовности к школьному обучению»
В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими звеньями образования? В первую очередь, замечает Букатов В., она состоит в том, что эти две ступени образования находятся в ведении разных типов воспитательно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и псих ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru