Агрессия в дошкольном возрасте

Страница 6

В работах Т.А. Репина, А.А. Рояк и других подчеркивается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятельность и общение детей.

Согласно отечественным исследованиям, коррекция может быть направлена на:

1) оптимизацию социальной ситуации развития ребенка;

2) развитие видов деятельности ребенка;

3) формирование возрастно-психологических новообразований.

У некоторых детей агрессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет место неблагоприятная социальная ситуация развития: нарушение детско-родительских отношений (завышенная требовательность; жестокость в обращении с ребенком; противоречивое воспитание, обусловленное воспитательской неуверенностью родителей или противоречивыми отношениями между взрослыми членами семьи), взаимоотношений со сверстниками, психотравмы.

С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление или соперничество. Половозрастные различия в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками. Девочки используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. Наблюдаемые различия могут быть объяснены тем, что личностное развитие детей шестилетнего возраста у мальчиков направлено по линии усвоения мужского, а у девочек женского стиля поведения. К этому возрасту происходит уже достаточно четкая поляризация моделей развития мальчиков и девочек через формирование соответствующих личностных черт, их поведение приобретает специфические поло-ролевые черты.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. В большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов работы с гневом. Работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми: родителями, педагогами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другие статьи:

Занимательные формы внеклассной работы в начальном курсе географии
Учащиеся 6 класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и ...

Анализ музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи
Структура досуга представляет собой совокупность различных видов деятельности для удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности, образовании, повышении квалификации, любительских занятиях, различных формах нерегламентированной деятельности и общения. Формы досуга бывают разных видов: Различн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru