2. Анализ диагностики особенностей эмоциональных явлений
Рассмотрим результаты рисуночного теста «Несуществующее животное». Анализ проводился по двум разделам.
Первый раздел – анализ рисунка, его графических особенностей.
Анализируя рисунки детей был заметен особый творческий подход, заинтересованность, тщательная прорисовка у детей старшей группы. Дети, средней группы, рисовали быстро, не прослеживалась тщательность прорисовки, не прослеживался творческий подход, и только некоторые дети выполнили рисунок старательно. В пятилетнем возрасте вообразить что-то намеренно, подключая волю, воспитанникам группы нелегко.Но некоторые показатели развития воображения, например коэффициент оригинальности (число неповторяющихся решений при дорисовывании эталонной фигуры) заметно отличаются у детей старших возрастных групп.
Следующий анализ проводился в виде опроса детей. Дети, отвечая на вопросы, рассказывали о своих нарисованных животных, тем самым показывая свои личностные особенности, творческий потенциал.
Соотнеся два анализа было выявлено, что у детей старшей группы повышенный уровень агрессивности составляет 20%, высокий 15%, средний 50%, низкий 15%. Дети средней группы менее агрессивны, поскольку повышенная агрессивность только у 10% детей, высокая у 15% детей, средняя у 45% детей, низкая у 30% детей.
Рис. 3. Оценка уровня агрессивности по методике «Несуществующее животное»
Рассмотрим результаты по проективному тесту «Сказка» Луизы Дюсс, который позволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей. В ходе исследования было выявлено, что дети старшей группы более агрессивны, чем дети средней группы. Детей с повышенной агрессивностью в старшей группе 25%, высокой агрессивностью 15%, средней агрессивностью 50%, низкой агрессивностью 10%. В то время как в средней группе с повышенной агрессивностью 10% детей, высокой агрессивностью 15% детей, средней агрессивностью 50% детей, низкой агрессивностью 25% детей.
Рис. 4. Оценка уровня агрессивности по методике «Сказка» Луисы Дюсс
В старшем дошкольном возрасте особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, необходимость в детском коллективе. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на взаимоотношения детей, регулируют их общение. Наряду с переживаниями удовольствия и недовольства, связанными с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, у старших дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо они выполнили свои обязанности, какое значение имеют совершенные ими действия для других людей. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций.
Неудовлетворенность потребности в общении со сверстниками ведет к повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников.
В ходе исследования было установлено, что основной проблемой в общении старших дошкольников является несформированность произвольности, внешнего и внутреннего контроля за поведением.
Анализ данных эмоционально-личностных особенностей теста «Сказка» Луизы Дюсс показал, что наиболее часто дети проявляли тревогу, отрицательные эмоции при рассмотрении сказок связанных с действием героя в одиночестве. Дети воспринимают данную ситуацию как отвержение со стороны сверстников, непринятие себя ими. Очевидно, это связанно с отрицательным эмоциональным опытом общения. Агрессивные проявления старших дошкольников в процессе общения со сверстниками связаны с неумение позитивно разрешать спорные ситуации, находить совместные решения проблемы. При выходе из трудной ситуации дошкольники прибегают к помощи взрослого или пытаются применить силу. Кроме, того присутствует агрессивность простимулированная обидой и связанная с внутренней неудовлетворенностью положением в группе сверстников. Ответы детей выявили тревожность, связанную с неуверенностью в себе, боязнью быть отверженным сверстниками.
Другие статьи:
Условия эффективного осуществления воспитания этнической толерантности
в школе
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают небольшая группа людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насил ...
Характеристика современных и традиционных педагогических
технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...