Сравнительный анализ агрессии у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Педагогика как наука » Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста » Сравнительный анализ агрессии у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Страница 2

2. Анализ диагностики особенностей эмоциональных явлений

Рассмотрим результаты рисуночного теста «Несуществующее животное». Анализ проводился по двум разделам.

Первый раздел – анализ рисунка, его графических особенностей.

Анализируя рисунки детей был заметен особый творческий подход, заинтересованность, тщательная прорисовка у детей старшей группы. Дети, средней группы, рисовали быстро, не прослеживалась тщательность прорисовки, не прослеживался творческий подход, и только некоторые дети выполнили рисунок старательно. В пятилетнем возрасте вообразить что-то намеренно, подключая волю, воспитанникам группы нелегко.Но некоторые показатели развития воображения, например коэффициент оригинальности (число неповторяющихся решений при дорисовывании эталонной фигуры) заметно отличаются у детей старших возрастных групп.

Следующий анализ проводился в виде опроса детей. Дети, отвечая на вопросы, рассказывали о своих нарисованных животных, тем самым показывая свои личностные особенности, творческий потенциал.

Соотнеся два анализа было выявлено, что у детей старшей группы повышенный уровень агрессивности составляет 20%, высокий 15%, средний 50%, низкий 15%. Дети средней группы менее агрессивны, поскольку повышенная агрессивность только у 10% детей, высокая у 15% детей, средняя у 45% детей, низкая у 30% детей.

Рис. 3. Оценка уровня агрессивности по методике «Несуществующее животное»

Рассмотрим результаты по проективному тесту «Сказка» Луизы Дюсс, который позволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей. В ходе исследования было выявлено, что дети старшей группы более агрессивны, чем дети средней группы. Детей с повышенной агрессивностью в старшей группе 25%, высокой агрессивностью 15%, средней агрессивностью 50%, низкой агрессивностью 10%. В то время как в средней группе с повышенной агрессивностью 10% детей, высокой агрессивностью 15% детей, средней агрессивностью 50% детей, низкой агрессивностью 25% детей.

Рис. 4. Оценка уровня агрессивности по методике «Сказка» Луисы Дюсс

В старшем дошкольном возрасте особенно остро проявляется потребность в общении со сверстниками, необходимость в детском коллективе. Взаимоотношения детей, их характер, направленность формируют, развивают и корректируют эмоциональную сферу ребенка. Особенности эмоций оказывают влияние на взаимоотношения детей, регулируют их общение. Наряду с переживаниями удовольствия и недовольства, связанными с удовлетворением и неудовлетворением непосредственных желаний, у старших дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо они выполнили свои обязанности, какое значение имеют совершенные ими действия для других людей. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной аффективных реакций.

Неудовлетворенность потребности в общении со сверстниками ведет к повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, закреплению отрицательных эмоций у дошкольников.

В ходе исследования было установлено, что основной проблемой в общении старших дошкольников является несформированность произвольности, внешнего и внутреннего контроля за поведением.

Анализ данных эмоционально-личностных особенностей теста «Сказка» Луизы Дюсс показал, что наиболее часто дети проявляли тревогу, отрицательные эмоции при рассмотрении сказок связанных с действием героя в одиночестве. Дети воспринимают данную ситуацию как отвержение со стороны сверстников, непринятие себя ими. Очевидно, это связанно с отрицательным эмоциональным опытом общения. Агрессивные проявления старших дошкольников в процессе общения со сверстниками связаны с неумение позитивно разрешать спорные ситуации, находить совместные решения проблемы. При выходе из трудной ситуации дошкольники прибегают к помощи взрослого или пытаются применить силу. Кроме, того присутствует агрессивность простимулированная обидой и связанная с внутренней неудовлетворенностью положением в группе сверстников. Ответы детей выявили тревожность, связанную с неуверенностью в себе, боязнью быть отверженным сверстниками.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Условия эффективного осуществления воспитания этнической толерантности в школе
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают небольшая группа людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насил ...

Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru