Причины, этапы употребления наркотиков подростками

Педагогика как наука » Профилактика наркотической зависимости подростков » Причины, этапы употребления наркотиков подростками

Страница 3

Личностно-психологические причины – это особенности личности, яркая выраженность которых может усиливать действие других факторов.

В большинстве случаев выявление подростков, юношей, злоупотребляющих психоактивными веществами, происходит поздно. Нельзя считать надежными результаты, полученные преимущественно с помощью "прямого" метода исследования (клиническая беседа, интервьюирование, анкетирование) наркомана и опроса его родителей, преподавателей. Возможно, что те аспекты личности, которые интерпретируются как причина употребления психоактивных веществ, являются его следствием.

Ряд авторов отмечает низкий общеобразовательный и культурный уровень, низкую самооценку и неудовлетворенность жизнью, недостаточное развитие духовных аспектов личностей наркоманов. Исследования показали, что существуют общие черты, свойственные людям, злоупотребляющим наркотиками или алкоголем: слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным воздействиям, неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость и незрелость, склонность неадекватно реагировать на препятствия, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.

Многие исследователи считают, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком глубокого личностного неблагополучия и логическим завершением предшествующего развития.

В приобщении к наркотикам можно выделить пять этапов.

Первый этап – дошкольный, до 7 лет. С молоком матери в растущий организм могут поступать психоактивные вещества, что нередко приводит к задержке развития или к замедлению его темпов. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом наркотиков взрослыми, хорошо различает их поведение в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу подражания взрослым. Формируется особое поведение на получение удовлетворения от употребления табака, алкоголя и других наркотиков.

Второй этап – эмоциональный, длится примерно с 7 и до 12 лет. Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков. При наличии положительного эмоционального подкрепления со стороны окружающих появляются первые понятия о "престижности" пребывания в состоянии опьянения. На этом этапе поведения подростка характерны грубые вспышки злобы, отсутствие сострадания, сочувствия, агрессивные проявления по отношению к животным, слабым, младшим по возрасту или пожилым людям.

Третий этап - рассудочный, длится около 3-х лет – с 12 до 14. В этом возрасте подростки прилагают усилия для поиска новых форм контактов со сверстниками. На этот этап приходятся первые опыты лживости, жестокости к сверстникам, вандализме в общественных местах, половая распущенность. У ребенка формируется представление о "положительной" стороне наркотизации, о возможности при помощи психоакивных веществ получать "бесплатное удовольствие".

Четвертый этап – рефлексивный, приходится на 14-16 лет и совпадает с развитием мышления, мировоззрения. Для этого возраста характерны погружения в собственный мир и вместе с этим раскованность. Самооценка у подростка в этом возрасте крайне низкая, он переживает внешние недостатки независимо от их реальной серьезности, задумывается о своей роли в будущем. Идет процесс утверждения себя. Образ жизни взрослого подростку чужд, непонятен и совершенно не подходит. В этот период остро переживаются чувства мести, ненависти, стыда, одиночества. Возникает интерес к смерти и переживаниям, связанным с этим. Наркотик воспринимается своеобразным связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, забыться, уснуть может стать имитацией смерти.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
дошкольный естественнонаучный воздух вода В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, кот ...

Двигательный режим как фактор укрепления здоровья
Под активным двигательным режимом понимают регламентированную по интенсивности физическую нагрузку, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровья детей и ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru