Анализ существующих подходов к профилактике подростковой наркомании

Педагогика как наука » Профилактика наркотической зависимости подростков » Анализ существующих подходов к профилактике подростковой наркомании

Страница 2

Несформированность чувства ответственности у подростков в период до начала наркотизации является общей чертой всех будущих наркоманов. В каждом из типов проблемных семей, помимо общих черт, складываются и специфические особенности отношений.

Так, в деструктивных семьях наркотизация и связанное с ней поведение направлено, прежде всего, на возмещение эмоциональных отношений в семье, либо выступает как средство ухода от семейных конфликтов. В наркоманской группе подросток находит то, что он отчаялся найти в семье.

В неполных семьях факт наркотизации подростка обнаруживается раньше, чем в семьях, относимых к другим типам. Это дает основания предполагать, что подросток использует наркотик как средство достижения большей независимости. Но, обычно это вызывает обратный эффект, что делает отношения в родительско-детской паре еще более напряженными и мучительными.

В ригидных семьях наркомания подростка может рассматриваться как форма протеста игнора его возможностей, интересов и потребностей.

В распавшихся семьях подросток принимает наркотики, чтобы ослабить эмоциональную зависимость от родителя, проживающего вне семьи. После того как родитель, с которым живет подросток, узнает о его наркомании, этот факт начинает тщательно скрываться от родителя, живущего вне семьи. Внутренние отношения в родительско-детской паре становятся более близкими, эмоциональными и сплоченными, тогда как внешние отношения с родителям, живущем вне семьи, становятся более холодными.

После обнаружения наркомании у подростка его болезнь становится общесемейной проблемой. Внешними стимулами, из-за которых подросток постоянно думает об употреблении наркотиков могут быть:

1. непоследовательность в ожиданиях: то в уверенность в успехе терапии и реабилитации, то бесполезность терапии, обреченность подростка;

2. упреки в неблагодарности, слабоволии;

3. вербальные и невербальные сообщения, подчеркивающие вину подростка за происходящее;

4. гиперконтроль, подозрительность, конфликтность.

Профилактика наркомании в работе с проблемными семьями заключается в разрешении семейного кризиса. Однако, в поле зрения психологов, социальных работников такие семьи попадают уже, как правило, в период открытой наркотизации подростка, когда психологическая зависимость от наркотика сочетается с физиологической зависимостью, а у родителях сформировался СРРН.

Типичными чертами родительско-детских отношений в этот период становятся: 1.делегирующая позиция родителей (когда ответственность и вина за наркоманию приписываются исключительно подростку или другому родителю);

2.тотальный контроль, недоверие и подозрительность;

3.конфликтность и агрессивность со стороны родителей;

4.патологическая лживость, манипулирование самыми святыми чувствами, обидчивость со стороны подростка;

5.чувство вины родителей перед подростком и друг другом.

Часто родители склонны воспринимать ситуацию как семейную трагедию, что автоматически распределяет роли: "виновник - жертвы". Тогда неизбежными становятся недоверие, конфликтность, лживость. Семейный кризис на этом этапе максимально обостряется.

Задача-минимум - изменить семейную ситуацию и сделать принципиально не возможным возврат к прежней системе отношений.

Задача-максимум - нормализовать и обновить основные функции семьи, активизировать личность как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.

Наиболее популярными формами работы с семьей наркомана - общесемейные встречи. Практика показывает, что собрать вместе всю семью наркомана удается крайне редко. Важным здесь является не то, сколько человек семьи пришло, а то, как они ориентированы на работу с проблемой.

Подведём итог. Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребёнка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребёнком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм; о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости; об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики; о том, где, кто и как может предложить наркотики; о том, как отказаться от предложений "присоединиться". Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребёнка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок
Соблюдение орфоэпических норм в речи является показателем уровня владения родным языком. Современные программы обучения побуждают учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Это можно увидеть, проанализировав учебники по русскому языку разных авторов. Подробнее мы останови ...

Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru