Учебно-исследовательская деятельность шестиклассников

Существенное отличие развивающего обучения на материале математики как обучение математике от традиционного изучения этого предмета в школе авторы экспериментальных программ видят, прежде всего, в том, что:

особый способ организации материала и деятельности по его усвоению позволяют формировать у детей содержательные (научно-теоретические) понятия;

на уроках математики дети могут осуществлять деятельность, являющуюся, в каком-то смысле, аналогом математической деятельности.

По мнению авторов программ развивающего обучения в начальной школе ребенок осваивает предметное действие – изобретение, порождающее малорасчлененную предметную единицу (формирование научно-теоретического понятия числа занимает большой промежуток времени, поэтому число не представлено учащимся как предметное действие). Появление в шестом классе сложно структурированных математических объектов и операций с ними требует освоения учащимися нового предметного действия – учебного-исследования, позволяющего удерживать и преобразовывать целостную расчлененную предметную единицу.

Появление сложно структурированных математических объектов и новых предметных действий, с самого начала шестого класса предъявляет новые требования к учащимся. Им приходится заново выстраивать отношение к изменившемуся предмету и к самой урочной форме.

Психологи отмечают, что для детей 1-5 классов учебная деятельность является ведущей. Однако учебная деятельность для подростков перестает быть ведущей, на первый план выходит деятельность социального экспериментирования, проб собственных сил и возможностей. Поэтому, чтобы обучение было успешным, нужно выстраивать такие формы учебной жизни, которые адекватны подросткам. Необходимо задать пространство предмета как пространство проб и экспериментирования с собственным действием и материалом, воссоздание значения собственного действия по отношению к предмету, перевод “пробности" в предметном содержании из зоны ближайшего развития в актуальную зону. Предполагается, что такая деятельность ребенка на уроке адекватна как возрасту; так и содержанию изучаемого предмета и реальной деятельности математика.

Белоконь О.В. и Знаменская О.В. считаю, что существенными составляющими развивающего обучения математике в среднем и старшем звене школы являются развитие учебной деятельности школьниками и воспроизводство математической культуры. Акцент делается на научности, культурности открываемых понятий и способов работы с ними.

В традиционном обучении знания, как правило, сообщаются “в готовом виде”. “…В учебных предметах по основам наук… предъявление нового учебного материала происходит в основном путем изложения системы знаний (в сочетание со средствами наглядности)”, которые требуется “усвоить” и научиться применять . Такой способ изучения не требует обращения к личному мнению ученика, оставляя его не востребованным. Присвоение культурных значений в традиционном обучении можно охарактеризовать как не учитывающее индивидуальное (личное) мнение учащихся.

В статье Белоконь О.И. говорится, что в развивающем обучении изложение (построение нового понятия, способа) происходит через оформление и столкновение версий учеников, что зачастую, в ходе урока, при попытке описать другим собственное понимание, открытый в группе способ ученики, испытываю затруднение в средствах выражения своих мыслей, связанные с дефицитом специальных слов, терминов. И учащиеся придумывают свой “рабочий” язык, но т.к. в развивающем обучение акцент делается на научности, культурности открываемых понятий и способов работы с ними, то необходимо обеспечение “перевода” полученных учащимися на уроках результатов и описаний на культурный язык теории и язык деятельности (решения исследовательской задачи).


Другие статьи:

Этапы адаптационного периода
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено этапа (фазы) адаптационного процесса. 1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, наруше ...

Подходы к изучению программирования
Рассмотрим два подхода к изучению языка программирования: формальный и "программирование по образцу". Первый основан на формальном (строгом) описании конструкций языка программирования тем или иным способом (с помощью синтаксических диаграмм, или формального словесного описания, в частности, семант ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru