Технологический подход к обучению в практической деятельности учителя

Педагогика как наука » Понятие и технология обучения » Технологический подход к обучению в практической деятельности учителя

Страница 1

Из повседневной школьной практики возникает потребность детального теоретического изучения деятельности учителя, ее структуры, каждой из составляющих этого сложного процесса, осмысления в них творческого начала, необходимость в котором стала особенно ощутима в период, последовавший за эпохой единообразия обучения.

Во второй половине 60-х годов в теории обучения был сделан важный шаг по расчленению комплексной деятельности учителя на составляющие ее аспекты. Выделение конструирующего, организаторского, коммуникативного и гностического видов деятельности учителя дало возможность исследователям сосредоточить внимание на более глубоком изучении каждого отдельно взятого вида деятельности.

Особую важность представляло углубленное изучение конструирующей деятельности как ведущего вида работы учителя среди многообразных его функций. Как будет показано в дальнейшем, именно этот вид деятельности учителя сыграл неоценимую роль в рождении технологического подхода к организации обучения.

Организация обучения — это всегда процесс созидающий, предполагающий построение, порождение, конструирование, синтезирование обучения — в отличие от анализа объекта, разложения его на составляющие части. В исследованиях, посвященных конструирующей деятельности учителя, на первый план выступает процесс конструирования, который должен быть изучен во всех его проявлениях и закономерностях.

Под «конструированием» в дидактическом смысле этого слова будем понимать процесс разработки учителем дидактической модели сценария предстоящего учебного процесса (урока). Данное определение — наиболее общее, нацеленное на общую характеристику и интерпретацию результата, получаемого в ходе конструирования. Более конкретное определение конструирования предполагает вычленение его процессуальных компонентов, которые в обобщенном плане называются процедурами. Итак, конструирование представляет собой совокупность и последовательность процедур, в результате осуществления которых производится разработка учителем дидактической модели сценария предстоящего учебного процесса (урока).

В отечественной педагогической науке вопросы конструирования учебного процесса (урока) стали подниматься и разрабатываться, как правило, в русле исследования творческой деятельности учителя (В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Ю. Л. Львова, Н. Д. Никандров, Р. П. Скульский, В. А. Сластенин и другие). При этом механизм осуществления творческой деятельности представляется в виде совокупности процедур, большинство из которых имеют прямое отношение к конструированию сценария урока.

Говоря о процедурах творческой деятельности, следует обратить внимание на их принципиальное отличие от процедур строго алгоритмического характера. Дело в том, что творческая деятельность предполагает принятие оригинального, нестандартного решения, осуществление выбора требуемого варианта или способа решения из множества возможных. Она «не сводится к строгой, заранее известной пооперационной технологии, а включает необходимость оценки бесконечного разнообразия ситуаций, опоры на догадку и интуицию».

Кроме этого, процедуры творческой деятельности могут совмещаться, осуществляться параллельно, повторяться, пересекаться.

Таким образом, можно утверждать, что технологический подход к обучению тесно связан с разработкой процедур конструирования сценария урока, которые по своему существу имеют творческий характер. Данное утверждение характеризует процессуальный аспект конструирования. Важное значение для раскрытия процесса конструирования имеет также его содержательный аспект.

Специфика конструирования учебного процесса напрямую связана со спецификой дидактики как учебной дисциплины. Отечественная дидактика сложилась как категориальная учебная дисциплина, т. е. как дисциплина, изучающая и раскрывающая основные дидактические категории. Каждой дидактической категории соответствует одноименный основной элемент обучения. Изучение дидактики как педагогического знания о совокупности дидактических категорий приводит в конечном итоге к познанию совокупности основных элементов обучения. В число основных включаются следующие элементы: цель обучения, содержание образования, методы обучения, формы организации обучения, процесс обучения. Эти элементы и определяют содержательный характер процедур, образующих процесс конструирования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Профориентационная работа в школах
В настоящее время всё более актуальными становятся и проблемы интеграции профориентационной работы школы и вуза, школы и производства. Совместную профориентационную деятельность образовательных учреждений авторы некоторых работ определяют как комплекс организационных, психолого-педагогических и других меропр ...

Общение подростка
Общение подростка со сверстниками В отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru