Технологический подход к обучению в практической деятельности учителя

Педагогика как наука » Понятие и технология обучения » Технологический подход к обучению в практической деятельности учителя

Страница 2

Возможно также выделение более сложных процедур, в которых содержательное начало, во-первых, представлено некоторой совокупностью основных элементов обучения и, во-вторых, синтезировано с интеллектуальной и практической деятельностью учителя. К таким комплексным процедурам относятся прогнозирование, проектирование, планирование и т. д.

Учитывая сказанное, рассмотрим различные точки зрения, касающиеся конструирования учебного процесса (урока).

Исходной в данном вопросе можно считать позицию Н. В. Кузьминой, предлагающей определение конструктивной деятельности учителя, выраженное через составные части конструирования. «Конструктивная деятельность учителя — это деятельность, связанная с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала, созданием планов, т. е. основание, на котором строится организаторская и коммуникативная деятельность учителя». В данном определении автор делает попытку расчленить конструирование на части, выявить составляющие процесса. Такими составляющими представляются «отбор», «композиция» и «проектирование». Согласно определению, все эти процедуры применяются только к одному элементу обучения — учебно-воспитательному содержанию. В ряду процедур отмечена еще одна составляющая — «создание плана». Она представлена вне связи с какими-либо элементами обучения.

Далее Н. В. Кузьмина отмечает, что организация учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока «начинается с их планирования, т. е. с проектировочной, конструктивной деятельности учителя». Если в первом случае автор рассматривает «проектирование» и «планирование» в качестве процедур, входящих в процесс конструирования, то во втором случае наиболее общим понятием является «планирование», При этом понятия «проектирование» и «конструирование», во-первых, выступают как более частные, используемые при описании процесса планирования и, во-вторых, употребляются как синонимы.

Из идей, высказываемых Н. В. Кузьминой относительно конструирующей деятельности, можно сделать следующие выводы. Понятие «конструирование» было впервые определено во второй половине 60-х годов в связи с начинавшимися в это время исследованиями структуры деятельности учителя. Выделяются составляющие процесса конструирования, его процедуры. Процедуры носят комплексный характер, обусловленный связью элементов обучения с деятельностью учителя. В терминологии, вводимой автором, нет достаточной четкости и упорядоченности. Так, например, термины «конструирование» и «проектирование» в одних случаях используются как синонимы, а в других — обозначают соответственно целостный процесс и его процедуру.

Однако, как будет показано в дальнейшем, термины, предлагаемые Н. В. Кузьминой для описания структуры конструирующей деятельности учителя, достаточно прочно закрепляются в педагогической науке. Соответствующие этим терминам процессы начинают более глубоко исследоваться другими авторами.

Одним из основных направлений, в котором конструирование используется в виде составляющей творческой деятельности учителя, является задачный подход. Имеется в виду позиция, согласно которой творческая деятельность учителя рассмйтрива-ется как постановка и решение педагогической задачи. Наиболее ярко такая позиция представлена в перечне общих правил эвристического поиска, предложенном В. А. Сластениным. В перечень включается совокупность следующих процедур: «а) анализ педагогической ситуации (диагноз); б) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз); в) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результата; г) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса; д) оценка полученных данных; е) формулирование новых задач».

Изложенный перечень включает ряд процедур, входящих в состав конструирования (согласно нашему определению). Это «анализ ситуации», «проектирование», «прогнозирование». Причем две последние процедуры представлены в единстве и тождестве. В данный ряд входит также собственно «конструирование», которое отчленено от процедур проектирования и прогнозирования, дано рядоположно с ними, но объединено с процедурой «реализация учебно-воспитательного процесса». Такая позиция предполагает понимание конструирования не как важнейшего целостного этапа подготовки учителя к уроку, конечным пунктом которого является разработка соответствующего сценария учебного процесса, а как воссоздание учебного процесса в ходе самого урока.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Общие требования к современному уроку истории. Особенности урока истории
В настоящее время актуальнее, чем раньше, стали слова: хорошие, качественные, эффективные уроки. Каждый учитель стремится их проводить. Но всегда ли они получаются? От чего это зависит? И что такое современный, хороший (качественный) урок? Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного у ...

Апробация текстов “описывающих ход исследования”
Краткая характеристика разработанных текстов “описывающих ход исследования” и методика применения этих текстов. Сначала эти тексты состояли просто из рассуждений. В результате обсуждения с научным руководителем и учителями решили, что текст будет лучше восприниматься, если рассуждения в нем будут излагаться ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru