Технологический подход к обучению в практической деятельности учителя

Педагогика как наука » Понятие и технология обучения » Технологический подход к обучению в практической деятельности учителя

Страница 2

Возможно также выделение более сложных процедур, в которых содержательное начало, во-первых, представлено некоторой совокупностью основных элементов обучения и, во-вторых, синтезировано с интеллектуальной и практической деятельностью учителя. К таким комплексным процедурам относятся прогнозирование, проектирование, планирование и т. д.

Учитывая сказанное, рассмотрим различные точки зрения, касающиеся конструирования учебного процесса (урока).

Исходной в данном вопросе можно считать позицию Н. В. Кузьминой, предлагающей определение конструктивной деятельности учителя, выраженное через составные части конструирования. «Конструктивная деятельность учителя — это деятельность, связанная с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала, созданием планов, т. е. основание, на котором строится организаторская и коммуникативная деятельность учителя». В данном определении автор делает попытку расчленить конструирование на части, выявить составляющие процесса. Такими составляющими представляются «отбор», «композиция» и «проектирование». Согласно определению, все эти процедуры применяются только к одному элементу обучения — учебно-воспитательному содержанию. В ряду процедур отмечена еще одна составляющая — «создание плана». Она представлена вне связи с какими-либо элементами обучения.

Далее Н. В. Кузьмина отмечает, что организация учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока «начинается с их планирования, т. е. с проектировочной, конструктивной деятельности учителя». Если в первом случае автор рассматривает «проектирование» и «планирование» в качестве процедур, входящих в процесс конструирования, то во втором случае наиболее общим понятием является «планирование», При этом понятия «проектирование» и «конструирование», во-первых, выступают как более частные, используемые при описании процесса планирования и, во-вторых, употребляются как синонимы.

Из идей, высказываемых Н. В. Кузьминой относительно конструирующей деятельности, можно сделать следующие выводы. Понятие «конструирование» было впервые определено во второй половине 60-х годов в связи с начинавшимися в это время исследованиями структуры деятельности учителя. Выделяются составляющие процесса конструирования, его процедуры. Процедуры носят комплексный характер, обусловленный связью элементов обучения с деятельностью учителя. В терминологии, вводимой автором, нет достаточной четкости и упорядоченности. Так, например, термины «конструирование» и «проектирование» в одних случаях используются как синонимы, а в других — обозначают соответственно целостный процесс и его процедуру.

Однако, как будет показано в дальнейшем, термины, предлагаемые Н. В. Кузьминой для описания структуры конструирующей деятельности учителя, достаточно прочно закрепляются в педагогической науке. Соответствующие этим терминам процессы начинают более глубоко исследоваться другими авторами.

Одним из основных направлений, в котором конструирование используется в виде составляющей творческой деятельности учителя, является задачный подход. Имеется в виду позиция, согласно которой творческая деятельность учителя рассмйтрива-ется как постановка и решение педагогической задачи. Наиболее ярко такая позиция представлена в перечне общих правил эвристического поиска, предложенном В. А. Сластениным. В перечень включается совокупность следующих процедур: «а) анализ педагогической ситуации (диагноз); б) проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз); в) анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результата; г) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса; д) оценка полученных данных; е) формулирование новых задач».

Изложенный перечень включает ряд процедур, входящих в состав конструирования (согласно нашему определению). Это «анализ ситуации», «проектирование», «прогнозирование». Причем две последние процедуры представлены в единстве и тождестве. В данный ряд входит также собственно «конструирование», которое отчленено от процедур проектирования и прогнозирования, дано рядоположно с ними, но объединено с процедурой «реализация учебно-воспитательного процесса». Такая позиция предполагает понимание конструирования не как важнейшего целостного этапа подготовки учителя к уроку, конечным пунктом которого является разработка соответствующего сценария учебного процесса, а как воссоздание учебного процесса в ходе самого урока.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Взаимодействие социальной работы и педагогики
Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурно ...

Влияние изобразительной деятельности на развитие эмоциональной сферы ребёнка
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутр ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru