Цели обучения и их общая характеристика

Педагогика как наука » Понятие и технология обучения » Цели обучения и их общая характеристика

Страница 3

Особого внимания требует разработка творческих заданий, учитывающих признаки творческой деятельности. Следует заметить, что в настоящее время не разработаны еще системы заданий, ориентированные на целенаправленное формирование творческой деятельности учащихся.

Касаясь содержания образования, необходимо отметить его связь с уровнями усвоения его элементов. Согласно модели, описанной И.Я. Лернером, усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях:

осознанного восприятия и запоминания, когда используемый образец выделяется в «чистом» виде;

переноса образца в различные знакомые ситуации;

творческого использования знаний и способов деятельности, когда осуществляется их перенос в новые, ранее ученику не знакомые ситуации.

Связь содержания образования с целями обучения с учетом описания целей обучения, видов содержания образования и уровней усвоения отметим возможные сочетания целей и видов содержания образования.

Цели обучения можно разделить на две группы: таксономические (категориальные) и содержательные.

Таксономические (категориальные) цели связаны с той или иной таксономией целей. В нашем случае это знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Содержательные цели связаны с изучением конкретного содержания по конкретному учебному предмету.

Содержательная цель формулируется таким образом, что представляет собой установку на достижение некоторого результата. Эта установка в то же время соответствует определенным признакам, по которым можно судить о достижении той или иной категориальной цели. Например, содержательная цель «назвать символы, обозначающие скорость, путь и время движения тела» предполагает припоминание и воспроизведение соответствующих сведений, что, в свою очередь, характеризует категориальную цель «знание». Следовательно, категориальные и содержательные цели взаимосвязаны. Их соотношение можно наблюдать при построении целевой модели любой темы по конкретному учебному предмету.

В последнее время при описании научно-исследовательских экспериментов, практической работы учителя стало популярным использование термина «технология». К сожалению, этот термин в педагогике постигла та же участь, что и большинство других неологизмов в разных сферах деятельности человека, а именно: широта распространения термина опередила глубину раскрытия и научного описания обозначенного им понятия, это приводит к серьезным искажениям, неоправданным упрощениям толкования новых понятий. Хотя «педагогическая технология» относится к наименее разработанным понятиям в педагогике, однако сам термин «технология» достаточно распространен и означает систему методов работы, описание условий по изменению состояния объекта с целью получения заданных параметров этого объекта.

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи:

Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников с нарушением интеллекта средствами использования занимательных дидактических игр
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы познавательный интерес у младших школьников развивался и на уроках математики. В экспериментальной группе детей на уроках математики вводились дидактические игры. Они были направлены: – на подготовку к изучению нового материала; – на изучение нового материала ...

Особенности развития фонематических процессов
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют достаточный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru