Исторические предпосылки педагогических идей Януша Корчака

Педагогика как наука » Педагогическая система Януша Корчака » Исторические предпосылки педагогических идей Януша Корчака

Страница 1

Конец XIX начало XX века в Европе характеризовался очередным витком подъёма педагогической «революционной» мысли. Педагогические идеи этого периода в своей основе не были принципиально новыми, они базировались на платформе гуманистической педагогики, подготовленной ещё философами античной эпохи. Идеи гуманизма в реформировании общества, а в частности в воспитании и образовании широко развернул в своей работе «Государство» великий древнегреческий мыслитель Платон. Он утверждал, что совершенное государство можно построить только благодаря совершенному правительству – философам, то есть мудрецам. В понятие философ Платон вкладывал не только ум и образованность, но и наделял его высоконравственными качествами. Хотя сам Платон в заключение признал свою теорию утопической и отказался от идеи построения «Царства Божьего» на земле, его взгляды были подхвачены многими последующими мыслителями-реформаторами.

Идеи гуманистической педагогики нашли наиболее яркое выражение в сознании поколения эпохи Возрождения. Начиная с А. Данте, Ф. Петрарки, К. Салютати и кончая М. Монтенем и Ф. Беконом, в рамках гуманистического движения, педагогика фактически выделилась в самостоятельную науку. Гуманистической педагогике принадлежат идеи ведущей роли воспитания в развитии человека, формирование его как всесторонне развитого свободного индивида, организации образования и построении его содержания в соответствии с возрастом, наклонностями ребёнка и др.

Педагогическое сознание эпохи Просвещения, представленное сотнями выдающихся философов, литераторов, государственных и общественных деятелей под «предводительством» Ж.Ж.Руссо, выработало особую, антропологическую, форму теоретического понимания воспитания. В русле светского гуманизма они провозгласили идею громадной роли просвещения, воспитания, образования, в исправлении общества и человека, всего «человеческого рода». Это нашло выражение в многочисленных моделях воспитания и образования реальных и фантастических проектах «педагогических общин» и «педагогических провинций», в кардинальном обновлении содержания и методологии образования.

Таким образом, к концу XIX века сформировалась гуманистическая педагогическая наука, которая выражалась в двух основных направлениях. Во-первых, индивидуализация воспитания, то есть организация процесса образования в соответствии с возрастом и врожденными наклонностями ребёнка. Это подразумевало установление некой обратной связи между педагогом и воспитанником, требовало от учителя самому учиться, узнавать своего ученика, и в соответствии с этим организовывать процесс воспитания. Во-вторых, отведение образованию, воспитанию основной роли в изменении и совершенствовании человеческого рода, реорганизации общества из нутри.

В дореволюционной России идеи гуманистической педагогики подхватили и активно развивали с ударением на индивидуализацию такие великие деятели, как Н.В. Ломоносов и Л.Н. Толстой. Общественно-реформаторское направление развивали идеологи русской демократии А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. При этом от радищевской идеи воспитания отдельных героев-патриотов они переходят к концепции революционного преобразования всей народной массы.

Особое место среди многочисленных сподвижников народного просвещения в России занимал Л.Н. Толстой. Именно трудами этого великого писателя, педагога, общественного деятеля зачитывался в начале и на протяжении всей своей педагогической деятельности Януш Корчак. Мировоззрение Толстого было во многом противоречиво. Горячий протест против общественного насилия, лжи, тут же сочетался с проповедью самоусовершенствования и не противления злу насилием. Осуждение навязывания ребёнку определённых уроков и лекций, призывы к свободе ребёнка в его праве на самоопределение, и тут же Толстой ставит на первое обязательное место преподавание христианской религии. Однако, несмотря на свою противоречивость, взгляды Л.Н. Толстого с успехом воплощались в жизнь. У себя на родине, в Ясной Поляне, Толстой открыл школу, необычную для того времени. В ней воплотились идеи и желания писателя. Там обучались крестьянские дети, не было наказаний, взысканий, применялся интересный новаторский подход к обучению ребят. Именно своей противоречивостью педагогическая деятельность Толстова выделяется из общего потока педагогических реформ. Её успех обусловлен, скорее не приверженности каким-либо демократическим идеям и целям, достижения которых революционеры демократы видели в новых направлениях воспитания ребёнка, а в осознании ценности самого этого ребёнка. В любви к простым бедным крестьянским детям, бескорыстном желании дать им образовании и помочь встать на ноги. Видимо именно это, может быть на подсознательном уровне, и привлекало Януша Корчака более всего к педагогическим работам Л.Н. Толстого. Ведь и сам Корчак, не смотря на свою открытую приверженность к реформаторским идеям, никогда не ставил никаких идеологических целей выше самого ребёнка. Он доказал это и своей жизнью и своей смертью. Имея возможность покинуть гетто и оккупированную Польшу, он мог оправдать такой поступок перед обществом тем, что продолжил бы свою педагогическую работу после войны, воспитал бы ещё одно поколение полноценных граждан. Мог оправдать перед обществом, но не перед самим собой. И Корчак выбирает газовую камеру вместе со своими детьми.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Особенности подросткового возраста
С тезисом, о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законом подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития (в частности, значения общества и различных с ...

Международная аккредитация Российских вузов
Болонский процесс предусматривает, прежде всего, введение обучения состоящего из двух циклов. Первый цикл продолжительностью не менее трех лет заканчивается получением первой академической степени и дает право доступа ко второму циклу, результатом которого может быть степень магистра (после одного–двух лет о ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru