Формы и методы осуществления воспитания этнической толерантности в школе

Педагогика как наука » Воспитание этнической толерантности в школе » Формы и методы осуществления воспитания этнической толерантности в школе

Страница 1

Актуальность воспитания толерантности в современном мире обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь учреждения, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Но весь этот процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.

Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Воспитание межэтнической толерантности в школе – это очень многоемкий труд, влекущий за собой целый ряд проблем. И первая проблема, встающая перед современными педагогами в школе – это разработка оптимальных методов и форм осуществления толерантного воспитания.

Осуществление любой формы воспитания этнической толерантности требует поиска оптимальных методов в решении этой задачи. Поэтому в первую очередь мы рассмотрим возможные варианты методов осуществления воспитания этнической толерантности.

Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. Все виды методов воспитания толерантности у школьников можно разделить на две группы: первая группа методов характерна для использования при интеллектуальном образовании, а вторая во время ценностно-смысловых образованиях. В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Этот метод предполагает разумное доказательств необходимости толерантного поведения. В этом методе главное, чтобы, воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимали не только понятия и суждения, но самое главное – логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, либо утверждаются в своих взглядах и позициях, либо корректируют их. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Замечу, что в этом методе необходимо в первую очередь логически подвести детей к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так, как все. Надо постоянно подчеркивать, что внешнее впечатление часто обманчиво. Посредством этого будет формироваться терпимое отношение ко всем людям.

В эмоциональной же сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты
Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. Базовой основой этой ориентации могу служить этнокультурное нас ...

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru