- использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивает мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучает руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям;
- использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью, способствует развитию речи, развитию координации движений, памяти.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, необходимо использовать разнообразные приемы:
- пальчиковая гимнастика;
- показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка»), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
- обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
- сминание пальцами комочков из бумаги;
- перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль);
- выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров;
- выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы);
- создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;
- шнуровка на различных предметах;
- сматывание шерстяной пряжи в клубки;
- завязывание и развязывание бантов, узлов;
- застегивание пуговиц, молний, крючков;
- нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
- конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
- плетение косичек и выкладывание из них изображений по контуру;
- нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»;
- изготовление бус из разноцветных скрепок;
- игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);
- графические упражнения-игры: «Дорожка», «По точкам», «Узоры крестиком»;
- физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
- игры с конструкторами, требующие закручивать шурупы, гайки;
- лепка из соленого теста;
- рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью);
- плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок;
- симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
Для эффективности коррекционной работы необходимо соблюдать принципы:
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому необходимо отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождать проговариванием. Например: «Какой пальчик сейчас работает?», «Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?»
В работе по развитию мелкой моторики придерживаться некоторых правил:
- задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
- работу проводить регулярно, систематически;
- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии речи детей. В результате планомерной и систематической работы по развитию мелкой моторики у детей, имеющих нарушения речи, увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.
Задачей логопедов является также то, чтобы донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять, что, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Более того, недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ.
Другие статьи:
Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива
учащийся коллектив подростковый управление Понятие ученического и детского коллектива в педагогике сложились намного раньше понятия воспитательного коллектива. Отечественные педагоги конца 19 начала 20 века (П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) пристально вглядывалис ...
Особенности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников
В структуре стартовой готовности к обучению в школе это наиболее важное качество. По определению мотив — это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, и др. В основе любого действия или ...