Особенности работы логопеда по развитию мелкой моторики у детей – логопатов

Страница 2

- использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивает мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучает руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям;

- использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью, способствует развитию речи, развитию координации движений, памяти.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, необходимо использовать разнообразные приемы:

- пальчиковая гимнастика;

- показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка»), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

- обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);

- сминание пальцами комочков из бумаги;

- перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль);

- выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров;

- выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы);

- создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;

- шнуровка на различных предметах;

- сматывание шерстяной пряжи в клубки;

- завязывание и развязывание бантов, узлов;

- застегивание пуговиц, молний, крючков;

- нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

- конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

- плетение косичек и выкладывание из них изображений по контуру;

- нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом – «сухой бассейн»;

- изготовление бус из разноцветных скрепок;

- игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);

- графические упражнения-игры: «Дорожка», «По точкам», «Узоры крестиком»;

- физические упражнения, основанные на хватательных движениях;

- игры с конструкторами, требующие закручивать шурупы, гайки;

- лепка из соленого теста;

- рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью);

- плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок;

- симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Для эффективности коррекционной работы необходимо соблюдать принципы:

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому необходимо отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождать проговариванием. Например: «Какой пальчик сейчас работает?», «Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?»

В работе по развитию мелкой моторики придерживаться некоторых правил:

- задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

- работу проводить регулярно, систематически;

- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии речи детей. В результате планомерной и систематической работы по развитию мелкой моторики у детей, имеющих нарушения речи, увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.

Задачей логопедов является также то, чтобы донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять, что, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Более того, недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Важное условие сотрудничества педагогов с родителями – ориентация на потребности и запросы семей дошкольников. Большинство родителей заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны, активно развивали свои способности, поэтому уже в процессе первого ознакомления родителей с дошкольным учреждением, еще до пос ...

Понятие образовательных технологий
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики теку ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru