Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Страница 1

учащийся коллектив подростковый управление

Понятие ученического и детского коллектива в педагогике сложились намного раньше понятия воспитательного коллектива. Отечественные педагоги конца 19 начала 20 века (П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) пристально вглядывались в личность учащегося, изучали социальные явления в ученической среде. Они видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, развивающих детей; стремились поддерживать среди детей атмосферу товарищества и взаимопомощи. Они использовали такие понятия как "детская масса", "детская общность", "корпоративный дух школы".

Н.К. Крупская подчеркивала важность коллективной работы детей, отмечала, что познание самого себя является средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом с целью развития личности. Ею разработаны рекомендации учителю по сплочению коллектива, воспитанию личности в нем; по организации эстетического воспитания как средства более тесного сближения учащихся; а также основы самоуправления, которое Надежда Константиновна рассматривала как одно из средств всей системы воспитательной работы. Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в отечественной педагогике и впоследствии нашли свое продолжение в работах А. С. Макаренко.

А. С. Макаренко внес значительный вклад в развитие теории детского коллектива, разработал вопросы его строения и организации. Им была детально разработана методика коллективистского воспитания, которая представляет собой технологию поэтапного формирования коллектива. В основе данной технологии лежат принципы и законы развития коллектива:

- принцип гласности;

- принцип ответственной зависимости;

- закон перспективных линий (ни один коллектив не может обойтись без перспектив, перед ребенком всегда должна стоять цель);

- закон традиций (традиции нельзя навязать, они складываются в коллективе и делают его жизнь более привлекательной);

- закон параллельного действия ( воздействие на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив);

В своем развитии, по утверждению А. С. Макаренко, коллектив проходит следующие стадии: создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания.

Антон Семенович определял коллектив как объединение на основе общей цели, отличающееся определенной системой полномочий, ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных его частей. Воспитание в коллективе и через коллектив является центральной идеей всей педагогической системы А. С. Макаренко.

Для нашего исследования особый интерес представляют выделенные педагогом отличительные признаки сформированного коллектива:

1. Постоянная готовность воспитанников к действию;

2. Ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

3. Дружеское единение его членов;

4. Ощущение защищенности каждого члена коллектива;

5. Активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию.

В педагогических исследованиях 20-30-х годов коллектив понимался преимущественно как цель воспитательных усилий педагогов.

В дальнейшем педагогические идеи Макаренко получили свое развитие в работах Т.Е. Конниковой, Ф.Ф. Брюховетского, В.А. Сухомлинского. Их опыт обобщен в книге "Организация и воспитание ученического коллектива". В ней ученический коллектив рассматривался как объект воспитательных воздействий педагогов и исследовался вне учебного процесса, анализировались лишь деловые, функциональные связи и отношения между детьми, уделялось недостаточное внимание изучению личности ребенка в качестве субъекта этих отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит ...

Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса
Педагогический процесс, в силу своего содержания образовательной программы, емкости, структуры, требует много усилий и труда со стороны не только учителей, но и учеников. Учебная деятельность задействует возможности и познавательные особенности психики школьника в различных сферах. Так, например, ощущение мо ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru