Патриотическое воспитание в современной теории педагогики

Педагогика как наука » Патриотическое воспитание в средних общеобразовательных школах » Патриотическое воспитание в современной теории педагогики

Страница 1

В 90-х гг. проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. Но, рассматривая патриотизм как неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности, мы считаем необходимым переосмысление его содержания в новых социально-экономических условиях, а проблему патриотического воспитания молодежи по-прежнему важной.

Интересным, на наш взгляд, является исследование Ш.Ш. Хайрулина по проблеме патриотического воспитания курсантов военного вуза. Основываясь на глубоком историко-философском и педагогическом анализе проблемы патриотического воспитания, автор рассматривает патриотизм как качество личности, находящееся во взаимосвязи с духовностью личности. При этом подчеркивается, что, являясь одним из проявлений преимущественно потребности «для других», патриотизм представляет одно из проявлений духовности личности в целом.

В некоторых исследованиях последних лет патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемой гражданского воспитания (К.Ш. Ахияров, А.С. Гаязов, А.В. Беляев, С.Е. Матушкин и др.).

К.Ш. Ахияров рассматривает воспитание гражданственности на основе этнопедагогики. Подчеркивая огромное значение родного языка, традиций, нравственных ценностей и идеалов в воспитании подрастающего поколения, автор анализирует различные методы воздействия на воспитанников на основе использования фольклора, эстетического восприятия действительности и пр.

Такой подход к воспитанию гражданственности выявляет общие черты, объединяющие народы, что особенно важно в условиях многонационального состава нашего государства.

Проблемам воспитания гражданственности в современных условиях посвящена работа С.Е. Матушкина «Народность в воспитании гражданственности». Автор раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, обосновывает необходимость реализации принципа народности в общественном воспитании, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников чувства Родины .

А.С. Гаязов выделяет в качестве одной из задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма и интернационализма, отмечая, что «по своей сущности данное направление более тесно связано именно с гражданским воспитанием, так как оно специфично связывается с понятием Отечество, государство. Родина, страна» . Автор подчеркивает, что «правильно организованное гражданское воспитание формирует доминирующее над узколичностными чувство патриотизма, наполненное гражданским звучанием».

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Характеристика уровня сформированности представлений младших школьников о ЗОЖ
На первом этапе исследования детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге получили следующие резул ...

Изучение шекспировских мотивов в поэзии М. Цветаевой на уроке литературы
Известно, что спровоцированная Цветаевой «невстреча» с Б. Пастернаком в Берлине (1923) дала всплеск рефлексии над женскими образами Офелии, Эвридики, Ариадны, Федры. Существенно и то, что М. Цветаева в этот период вынашивала замысел трилогии «Гнев Афродиты» и «обдумывала современные возможности трагедии как ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru