Патриотическое воспитание в современной теории педагогики

Педагогика как наука » Патриотическое воспитание в средних общеобразовательных школах » Патриотическое воспитание в современной теории педагогики

Страница 3

Изменения, происходящие в современном обществе, находят отражение в новых концепциях организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что предполагает опору на новое понимание основных педагогических понятий. Это в полной мере относится и к процессу патриотического воспитания, который, по нашему мнению, должен осуществляться на основе принципа гибкости и вариативности. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе — использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического воздействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника.

Важным принципом организации воспитательной работы любого направления является опора на положительное в личности воспитанника. Данный принцип входит в состав совокупности общих принципов воспитания. В современных условиях он дополняется еще одним аспектом — созданием благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия.

Раскрытие положительных резервов личности воспитанника становится возможным лишь в атмосфере благожелательности, при наличии тесных эмоциональных контактов педагога с детьми, что особенно важно в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на воспитанников. Развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений воспитуемых, включение их в деятельность патриотического характера требует организации воспитательной работы на основе принципа опоры на положительное и создания благоприятной психологической атмосферы.

Процесс патриотического воспитания, как и любой другой процесс, имеет свою структуру, соответствующую общей структуре целостного педагогического процесса, и включает такие компоненты, как цель, задачи, содержание, формы, методы, средства и анализ результатов.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

При формулировке цели мы исходили из философских положений, раскрывающих патриотизм как одну из составных частей политической формы общественного сознания, в которой отражается отношение личности к Отечеству, Родине и которая меняется в зависимости от уровня развития самого общества, от экономического и социального положения тех людей, которые являются выразителями патриотических чувств и идей.

Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, формирование положительного отношения к патриотической деятельности, формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.

Что касается операционально-деятельностного компонента процесса патриотического воспитания, то мы не считаем целесообразным выделять какие-либо особые формы, методы и средства воспитания. Вероятно, более обоснованным будет использование различных их сочетаний для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администраци ...

Психологические основы процесса чтения
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звуко-буквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетических при ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru