Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе

Педагогика как наука » Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ » Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе

Страница 1

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях.

1. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера - это стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

2. Экстремальные ситуации (ЭС) в условиях природной среды:

а) резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.);

б) потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции;

в) потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

К аварийным ситуациям (АС) в условиях природной среды относятся:

- аварии на воздушном и железнодорожном транспорте;

- аварии на морском и речном транспорте;

- аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием. Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств, его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую социоприродную среду.

Выделяют две группы факторов выживания в условиях автономного существования (по А.Г.Маслову) – факторы, влияющие на состояние здоровья человека в экстремальной ситуации природного характера:

Природно-средовые: температура воздуха, содержание О2 в воздухе, водоисточники, осадки, рельеф, ветер, влажность воздуха, возмущения электромагнитного поля, солнечная радиация, фауна, флора, изменения фотопериодизма (полярный день и ночь)

Экологические: тепловые и холодовые поражения, укусы ядовитых животных, природно-очаговые заболевания, отравления растительными и животными ядами, острые психические заболевания, паразитарные болезни, травмы

Стрессоры: переутомление, физическая боль, холод, жара, страх, одиночество, уныние.

И факторы, обеспечивающие выживание в экстремальной ситуации природного характера:

Антропологические: обученность действиям в условиях экстремального существования, воля к жизни, мотивация, адаптированность к условиям климата, морально-волевые качества.

Физическое состояние: физическая выносливость, резервы организма

Психическое состояние: активно-преобразовательная деятельность, психологическая подготовленность.

Материально-технические: одежда, спасательное снаряжение, подручные средства.

Аварийный запас: средства радиосвязи, средства сигнализации, аварийный запас пищи, лагерное снаряжение, аварийная аптечка, аварийный запас воды, аварийные плавательные средства

Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение достаточно длительного времени сохранять свои силы, надежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защищать себя от неблагоприятных факторов. При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.

Важное значение для жизнедеятельности человека имеет и природная среда, её физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая из природных зон обуславливает специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения и т.п.

При автономном существовании человеку приходится сталкиваться и с другими стрессорами: физическая боль, жажда, голод, холод, жара, одиночество, переутомление, уныние и т.д. При возникновении этих состояний важно целенаправленными действиями не допустить превышения пороговых значений (пределов) этих психологических состояний. Добиваться тренирующего, а не разрушающего воздействия стресса. Иначе организм человека, исчерпав свои внутренние возможности начнет разрушаться.

Физическая боль. Физическая боль – это реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный волевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор. Но с другой стороны, боль причиняет страдания, раздражает, отвлекает человека, а длительная, сильная, непрекращающаяся боль влияет на его поведение, на всю его деятельность. Сосредоточиваясь на решении какой-либо очень важной задачи человек способен на время «забыть» о боли, справиться даже с очень сильными болевыми ощущениями, преодолеть их.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Предполагаемые плюсы реформирования образования
Бакалавриат- первый уровень, студент получает фундаментальное образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Магистратура- возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, направления могут быть самыми разными. Для этого должны развиваться разные программы ...

Система хронологических представлений школьников
Ведущие методисты советского периода разрабатывали систему изучения хронологии, ими были разработаны различные методы и приёмы, позволяющие обеспечить на уроке усвоение хронологических сведений, варианты объяснения наиболее сложных тем, например: «Счёт лет в истории», «Соотнесение века с тысячелетием», «Реше ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru