Особенности развития фонематических процессов

Страница 1

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют достаточный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задерживаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушается нормальный ход ее развития.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно это важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно различение звуков на слух, что необходимо для успешного усвоения детьми правильного произношения. Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у детей необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различать и воспринимать звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка.

Как известно, речь развивается в процессе общения, которое является основным стимулом ее развития. Всякое общение – акт двусторонний, при котором говорящий и слушающий меняются местами. Поэтому, чтобы включиться в процесс общения, ребенок с самого начала развития речи должен выступать как в роли слушающего, так и говорящего.

В речи окружающих перед ребенком выступает образец того или иного звука. Овладение артикуляцией имеет значение не только для выработки правильного произношения звуков, оно является этапом в развитии у детей обобщенных представлений о звуке, так как приучает их сознательно выделять звукообразующие элементы. Слуховое восприятие в процессе овладения детьми произношением выступает в роли постоянного стимула для приближения артикуляционного уклада к тому, который соответствовал воспринимаемому образцу.

Овладение произношением осуществляется по определенной программе, которая представляет собой постепенное развитие функций речедвигательного анализатора. Знание закономерностей речевого развития необходимо для правильной диагностики нарушений речи и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Дефекты звукопроизношения могут быть связаны с тем, что у детей страдают:

Механизмы фонематического слуха, когда не различаются звонкие и глухие звуки, а также в цепь развития включаются звуки близкие по способу и месту образования.

Механизмы фонетического и фонематического восприятия, когда формируются умственные действия по звуковому, звуко-слоговому, звуко-буквенному анализу. Страдают операции выделения конкретной фонемы, определения количества и последовательности фонем, места звука в слове.

Механизмы слухового контроля. Контроль детей с нарушениями речи нередко оказывается отставленным во времени. Они не слышат ошибок в собственной речи, но хорошо замечают ошибки других.

Механизмы управления речевыми движениями.

Одновременно механизмы слухового контроля и управления речевыми движениями.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru