Особенности развития фонематических процессов

Страница 2

Выдающийся советский физиолог А.Н Гвоздев, изучая ход развития нормальной детской речи, выделил несколько этапов формирования грамматического строя речи. Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и более дробные элементы и частицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

В зависимости от того, какие компоненты речевой деятельности затрагиваются, речевые нарушения можно разделить на две группы:

Фонетические нарушения речи – дефектное произношение звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других компонентов речи;

Фонематические нарушения речи – не только дефектное произнесение звуков, но и их недостаточное различение, неулавливание акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Иногда фонетические и фонематические нарушения "выступают едино". Такие нарушения процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем носят название фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН).

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, который обеспечивает восприятие фонем данного языка. Знание форм нарушений помогает определить методику работы с детьми. Формирование восприятия звуков строится с учетом дефекта (в зависимости от того, какой компонент речи нарушен в большей степени): формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Методика применения «опорных конспектов» в общеобразовательной школе
Понятие опорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора Шаталова. Здесь опорный конспект по физике понимается расширительно в той мере, в какой он может заменить минимальный конспект для учащихся. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в к ...

Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков
Не все ученики в одинаковой степени воспринимают и выполняют указания, объяснения и показ педагога, не все одинаково оценивают свои достижения и замечают недостатки. Одни быстро усваивают певческие навыки, другие медленно. Одни внимательны, сосредоточены, другие рассеянны, не собранны. Одни схватывают «на ле ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru