Подготовка учителя к уроку истории

Страница 1

Подготовка к урокам начинается еще до начала учебного года с изучения государственного стандарта и программ для всех классов. Только в этом случае учитель будет давать не отдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу истории в целом. На основе этих документов учитель выявляет систему фактов и понятий, изучение которых будет углубляться и уточняться по мере овладения учениками знаниями, умениями и навыками, развития их как личности, Затем прослеживается, как эта система отражена в школьных учебниках, какова их структура и содержание, характер изложения исторического материала, методический аппарат. Анализ учебников даст возможность выявить взаимосвязанные между собой уроки, их роль и место в изучаемом курсе. Более детальный просмотр государственного стандарта, учебника и программы позволит наметить образовательно-воспитательные цели изучения разделов и тем курса.

После этого можно составить тематическое планирование уроков - систему их объединения с учетом исторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержание которых будет раскрыто самим учителем и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив познавательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочное планирование.

Нельзя отождествлять преподавание с изложением материала. Преподавание предполагает единство всех этапов деятельности учителя, начиная с подготовки к уроку и заканчивая анализом его результатов .

Каждый этап подготовки к уроку истории реализует ряд функций. На первом этапе две функции-гностическая и конструирующая.

1.

Гностическая функция

предусматривает реализацию следующих этапов подготовки урока:

1) осмысление содержания учебного материала;

2) Формулирование дидактической цели в соответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом;

3) Определение типа урока;

4) Выявление структуры урока;

5) Отбор учебного материала.

Таким образом, учитель, отобрав содержание, продумывает тип урока, структуру, соответствующую логике учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом же этапе определяется, какие умения школьников и как формировать; какие чувства пробуждать. Выбрав источники знаний, учитель продумывает способы их сочетания. К источникам знаний можно отнести текст учебника, рассказ или лекцию учителя, документ, учебную картину, учебный фильм.

Подготовка к новому уроку истории включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Именно по нему будет строиться опрос учащихся. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Они могут включать в себя элементы проблемности. Формулировка вопроса должна ориентировать учеников на изложение главного, основного, на сопоставление и анализ фактов, оценку исторических явлений. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с материалом опроса или с содержанием новой темы.

2.

Конструирующая функция

предполагает:

1) анализ особенностей состава учеников конкретного класса;

2) отбор приемов и средств преподавания и учения;

3) определение доминирующего характера деятельности учащихся, включающей в себя три уровня познания – воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Самый простой, примитивный – это воспроизводящий уровень. Ученик лишь воспроизводит все то, что дает на уроке учитель (повторяет рассуждение; чертит за учителем таблицу; показывает объект, который только что показал учитель). Более сложный преобразующий уровень познания (ученик слушает лекцию и составляет ее план; по нескольким параграфам учебника заполняет таблицу; по словесному описанию показывает объект на карте). Самый сложный – это творческо - поисковый уровень (ученик анализирует документы и делает самостоятельные выводы и прогнозы; продумывает альтернативные ситуации в развитии исторических событий).

От выбранного уровня деятельности учеников будут зависеть методы работы учителя на уроке истории. В слабо подготовленном классе придется сократить опрос и больше времени выделить на разъяснение нового, в сильном классе увеличить количество логических задач. От активности и подготовленности учеников класса зависит темп изложения материала. Следует иметь в виду, что на уроке изложение материала медленнее темпа разговорной речи.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности внедрения проектного метода в ДОУ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельност ...

Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи в 6 -7 классах общеобразовательной школы
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru