Психолого-педагогические условия эффективности работ над исправлением акцентологических ошибок

Педагогика как наука » Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление » Психолого-педагогические условия эффективности работ над исправлением акцентологических ошибок

Страница 2

Для закрепления ударения в косвенных падежах существительного можно предложить детям короткий дидактический рассказ (из трех-четырех фраз), в который нужно вставить недостающие слова, например: мальчик гонит к пруду . (гуся); гусята идут вперевалочку за .(гусем) и т. д.

Для повышения интереса детей к этим упражнениям необходимо использовать картинки, инсценировки, игровые действия.

В целом, орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых. В устной речи имеются два разновидности произносительного стиля: стиль разговорный, иди неполный, и стиль публичной речи, полный. Разговорный стиль — обычная речь, в которой отсутствует тщательная артикуляция и существуют отдельные отступления от орфоэпических норм. Полный стиль характеризуется безупречным произношением, несколько замедленным темпом речи и четкой дикцией.

Речь учителя в силу педагогической направленности является по характеру публичной речью, которую дети без затруднений воспринимают и на которой они учатся, поэтому она должна быть всегда орфоэпически выдержанной. Действительно, учитель начальных классов по сравнению с учителем-словесником среднего звена школы обладает большими преимуществами в деле совершенствования звуковой стороны речи детей. Это объясняется, на наш взгляд, двумя причинами. Первая - это огромный, непререкаемый авторитет учителя в глазах младших школьников, особенно первоклассников. Авторитет педагога подчас превышает авторитет окружающих ребенка членов семьи, а это означает, что образцы произношения, предъявляемые учителем, будут усваиваться детьми особенно тщательно, даже ревностно. Любопытен в этом отношении случай, изображенный писателем Л. В. Успенским: «В эвакуации на Урале русский язык моему сыну стала преподавать опытная и с сильной волей, очень симпатичная учительница тамошней школы. Ее русский язык в значительной мере был «народным говором среднего Урала», как теперь значится в одном из областных словарей, И приехав к семье на побывку, я столкнулся с недоумением жены. Сын говорит: «Мам, пошто ты мне хлеба не дала?» Мать замечает, что это не по-русски, а он с сознанием своей правоты возражает: «А Полина Сергеевна всегда говорит: «Пошто ты стиха-то не выучил?»

Второе обстоятельство, объясняющее огромные возможности учителя младших классов в повышении произносительной культуры учащихся - сама специфика процесса начального обучения. Почти все предметы (русский язык, математику, природоведение, труд) ведет один преподаватель, следовательно, в начальных классах легко осуществим орфоэпический режим при условии владения учителем нормами русского литературного языка.

Чтение и письмо, являясь ядерным эвеном воспитания произносительной культуры учащихся, включается в цепь всех речевых процессов таким образом: аудирование (слушание) - чтение и письмо - говорение. Первое место занимает аудирование, так как именно от восприятия образцового произношения, предъявляемом в основном учителем, начинается овладевание произносительными нормами. Далее, овладевая грамотным чтением, дети приучаются в своей речи следовать известным им правилам произношения. Следовательно, путь к достижению орфоэпически грамотной устной речи младших школьников лежит через организацию правильного чтения.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Способности и одаренность младших школьников
Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы. Младший школьный возраст ¾ период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характер ...

Актуализация внеурочной деятельности старших школьников
Современная российская школа уже не может и не должна использовать образовательные технологии, тормозящие творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся, использовать экстенсивные пути и способы развития личности ребенка. Многочисленные новации учителей в последние годы направлены на обновлен ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru