Обучение зрительному обследованию при формировании познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения

Педагогика как наука » Развитие зрительного восприятия у детей 5 года жизни с различными нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения » Обучение зрительному обследованию при формировании познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения

Страница 1

В специализированные учреждения для детей с различными отклонениями в развитии поступают дети с самыми различными диагнозами, аномалиями. Однако, у них есть общая для всех особенность: задержка интеллектуального развития, сравнительно низкий уровень познавательных способностей. Не следует принимать это за умственную отсталость. Это естественное следствие неполноценной, искажённой, неточной информации, лежащей в основе познавательной деятельности.

На практике приходится сталкиваться не только с неточным, искажённым восприятием окружающей действительности. Часто словесная предпосылка, направляющая внимание ребёнка на тот или иной объект, оказывается пустым звуком, т. к. за словом нет не только конкретного, но даже приблизительного зрительного образа. Часто воспитанники даже во время прямого обучения смотрит вовсе не туда и не на то. Направив взор в указанное место, дети воспринимают не предмет, не иллюстрацию, а только некое цветное пятно. Происходит это не потому, что они не могут увидеть, разглядеть, а потому, что их зрительное внимание в этот момент как бы спит: у ребёнка нет ни стремления, ни желания разглядеть, всмотреться. В основе этого нежелания чаще всего лежит неумение всматриваться, разглядывать. Из-за этого неумения предмет часто воспринимается силуэтно, без детализации, недифференцированно, что ведёт к ошибкам при узнавании.

Из-за неумения смотреть, из-за нежелания вглядываться, рассматривать зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искажённым, неточным. Следовательно, нарушена связь образ-слово. Нечёткое, неточное, приблизительное представление не вызывает интереса к предмету, явлению, действию. Снижается любознательность-качество, необходимое для овладения элементарными знаниями и умениями.

Для того, чтобы осуществлять обучение по Программе воспитания в д/с, чтобы подготовить детей к обучению в школе, необходимо подобрать такую систему приёмов и методов обучения, которая вооружила бы их способами зрительного обследования, помогла бы им не просто пользоваться зрительным анализатором, но и максимально перерабатывать зрительную информацию, необходимую для познания окружающей действительности.

1 этап –

прямое обучение. Для того, чтобы привлечь зрительное внимание детей, предмет или его изображение показывают как бы изолированно на цветном (контрастном) фоне. Воспитатель называет предмет и обводит указкой его контур, нацеливая движением взор детей именно на этот предмет, помогая воспринимать обобщённый образ предмета. ещё раз обведя предмет или его контур, назвав один-два обобщающих признака, воспитатель показывает указкой детали, называя их, подчёркивая их связь с целым, гармоническое единство деталей между собой и с целым.

Затем воспитатель показывает указкой и называет дополнительные и дополняющие детали предмета, соединяя их в логическом единстве. Воспитатель затем снова воспроизводит общий облик предмета, но уже не схематично, опираясь на самые яркие, выразительные признаки, а с детализацией, обращая внимание детей на пусть и мелкие, но характерные признаки.

В зависимости от уровня развития детей, их подготовленности, овладения способам рассматривания эта ступенчатость в обучении детей может осуществляться растянуто во времени (на несколько занятий или на несколько наблюдений в повседневной жизни), может быть осуществлена в пределах одного занятия или даже части его. Первый этап-это начальная форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т.е. не научатся фиксировать зрительное внимание именно на заданном предмете.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Сущность и история развития наркомании
Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Ш ...

Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста
С целью изучения проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста нами были использованы диагностические методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»); тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек"; опросник для родителей. «Психол ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru