Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся

Педагогика как наука » Особенности занятий физической культурой школьников с ослабленным здоровьем » Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся

Страница 1

Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характера. Сниженная двигательная активность, с одной стороны, - следствие отклонений в состоянии здоровья, с другой - фактор, поддерживающий болезненное состояние, или самостоятельная причина болезни.

Малая двигательная активность ослабляет все функции организма и является общим условием для развития большинства заболеваний; особенно отрицательно она сказывается на растущем организме. У детей и подростков в условиях их роста и развития она приводит к отставанию в физическом развитии, гипоэволюции всех органов и систем (сердца, печени и др.). У хронически больных детей и подростков встречается недостаточное развитие сердца: его объема, мышечной массы, клапанного аппарата (капельное сердце). Недостаточно развиваются центральные и периферические сосуды. Состояние организма, препятствующее широкой двигательной активности, оказывает и отрицательный психологический эффект. Подросток с ослабленной физической подготовкой ограничивается в одной из главных форм общения между людьми и сфер воспитания - в физической культуре. Поэтому у физически ослабленных подростков часто наблюдаются отрицательные свойства характера и личностные особенности. Низкая двигательная активность формирует наиболее общие особенности врачебно-педагогической характеристики учащихся, а именно:

1. Отставание в биологическом развитии, половом созревании, физическом и интеллектуальном развитии. Оно бывает выражено в той или иной мере в зависимости от степени общего снижения двигательной активности и конкретной формы заболевания. Отставание психического развития проявляется в трудном освоении теоретических предметов, слабости внимания, памяти и пр.

2. Недостаточное развитие двигательных качеств. При отклонениях в состоянии здоровья страдают все физические качества, но в большей мере -выносливость к работе большой интенсивности. Иногда могут не страдать быстрота и

сила сокращения отдельных мышечных групп при отставании общих скоростных и силовых качеств.

3. Снижение общих адаптивных свойств организма, высокая предрасположенность к заболеваниям. Это выражается главным образом в предрасположенности к простудным заболеваниям и к обострению хронически текущих болезней.

При заболеваниях два и более раз в год организм следует считать ослабленным. У таких школьников, как правило, имеются хронически инфекционные очаги, образующиеся по причине ослабления защитных сил, наблюдается плохая заживаемость ран.

4. Ослабление общей работоспособности, проявляющееся, в низких показателях учебной деятельности.

Ученики быстро утомляются во время занятий. Срыв адаптационных и компенсаторных механизмов ослабленного организма, приводящий к обострению заболевания, может произойти как под воздействием значительных физических нагрузок, так и умственных, эмоциональных. Перегрузки легко вызываются неблагоприятными факторами среды и условий труда. Это создает особенно высокие требования к организации труда и отдыха, соблюдению оптимальных гигиенических условий. Кроме того, требуются дополнительные средства, снимающие утомление, восстанавливающие работоспособность.

5. Нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий характер.

Одним из нарушений такого рода является ослабление функционального состояния центральной нервной системы. При гиподинамии повышается и возбудимость, и утомляемость под влиянием самых различных раздражающих факторов, нарушается способность нервной системы регулировать вегетативные функции (обменные процессы, дыхание, деятельность сердечно­сосудистой системы и т.д.) С этим связана общая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения и общего самочувствия и т.п. Нарушение регуляции вегетативных функций является причиной повышенной реакции всех функциональных систем организма на физические нагрузки, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы.

Другим нарушением общего характера является ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Ряд заболеваний непосредственно затрагивает аппарат кровообращения и само сердце.

Любое заболевание, сопровождающееся гиподинамией, приводит к ослаблению сердечной мышцы, уменьшению сети капилляров в тканях и к другим изменениям, ограничивающим функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Эти изменения определяют нерациональную реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки: чрезмерное учащение пульса или повышение кровяного давления, долгий период восстановления и др.

В условиях ограниченной двигательной активности недостаточно развиваются грудная клетка, участвующие в дыхании, недостаточна диффузия газов в легочной ткани из-за плохо развитой капиллярной сети малого круга кровообращения и т.д. Это создает недостаточность функции дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений и предрасположенность легочной ткани, бронхиального дерева к воспалительным заболеваниям. Общим проявлением нарушения функциональных свойств организма являются также расстройства со стороны пищеварительной системы.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Урок как целостная система
В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм органи ...

Особенности мотивационной готовности к обучению старших дошкольников
В структуре стартовой готовности к обучению в школе это наиболее важное качество. По определению мотив — это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, и др. В основе любого действия или ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru