Классификация технологий обучения

Педагогика как наука » Образовательные технологии » Классификация технологий обучения

Страница 1

Модернизация российского образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих его личностно ориентированную направленность. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и в нацеленности этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Классификация технологий обучения по Г.К. Селевко:

по уровню применения (общепедагогические, частнометодические, локальные (модульные));

по философской основе (материалистические, идеалистические, диалектические, гуманистические и др.)

по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, психогенные);

по научной концепции;

по организационным формам:

· классно-урочные

· альтернативные

· академически-клубные

· индивидуальные

· групповые

· дифференцированное обучение;

по типу управления познавательной деятельностью:

· классическо-лекционный

· обучение с помощью ТСО

· система «консультант»

· обучение по книге

· система «малых групп»

· компьютерное обучение

· система «репетитор»

· программированное управление;

по подходу к обучаемому:

· авторитарные

· личностно-ориентированные

· гуманно-личностные

· дидакто-социо-антропо-педоцентрические

· технологии сотрудничества

· свободного воспитания

· эзотерические (эмоционально-психологическое воздействие);

по преобладающему методу:

· догматические (репродуктивные)

· объяснительно-иллюстративные

· развивающее обучение

· проблемные поисковые

· творческие

· программированное обучение

· саморазвивающее обучение

· игровые.

Истинные новации в области педагогики - редкое явление; как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в другой интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации дает основу говорить о новых педагогических технологиях.

Классификация технологий обучения по Епишевой О.Б.:

· группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала (в первую очередь в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в циклы деятельности), рейтинговые шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер, С. Курганов) - на переконструирование содержания образования в направлениях диалектизации, культорологизации и интеграции.

· технологии дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные с ними групповые технологии - основной акцент сделан на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

· технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин - В. Давыдов), индивидуальный опыт личности (И. Якиманская), творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М. Монтессори); их основная идея - в опоре на заложенные в ребёнке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сенситивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы
Внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная работа — часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников. Внеурочная работа — внеклассная работа, составная ...

Статистическая характеристика теста
тест физика учащийся статистический По результатам тестирования получены первичные результаты (Приложение 1). При анализе первичных результатов был выявлен аномальный результат: один обучающийся (Курмышев Максим) ответил правильно на все задания тестового материала. При статистическом анализе тестового матер ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru