Диагностика обучения школьников

Диагностика учебного процесса в последнее время имеет все большее значение в обучении школьников. В настоящее время основной упор делается даже не на сам контроль знаний как таковой, а на то, каковы общие результаты процесса обучения, на то, что надо сделать, чтобы повысить уровень обучаемости учеников. Диагностика позволяет не просто взглянуть на уровень процесса обучения, но и найти новые методы и приемы, чтобы улучшить сам процесс и облегчить понимание нового материала.

По сравнению с контролем знаний диагностика имеет более широкий смысл, поэтому меняются и функции традиционного контроля. Современная диагностика обучения, прежде всего, направлена на то, чтобы выявить уровень потенциальных возможностей ученика, резервы его способностей. К тому же диагностика стремится понять, как можно повлиять на самовоспитание и сознание школьников, чтобы они сами стремились к повышению своих знаний и умений. Поэтому диагностический контроль ориентирован на личность самого учащегося.

Как и у контроля знаний, у диагностики есть свои функции. Перечислим некоторые из них:

Анализ процесса и результатов обучения и развития школьников.

Анализ самого процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика.

Выявление и объяснение причин неудач и успехов.

Указание путей совершенствования процесса обучения.

Существует много разнообразных методов, которые используются при проведении диагностики. К таким методам относятся тестирование обученности и обучаемости.

Обученностью называют сам результат обучения, то, какие навыки и знания сумел постигнуть учащийся, каков у него запас знаний и насколько хорошо он обладает приемами и способами приобретения знаний, т. е. умеет ли он вообще учиться.

Под обучаемостью понимают потенциальные возможности ученика в обучении, т. е. то, насколько он приспособлен к приему знаний. К потенциальным возможностям относятся индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, навыков и умений в процессе обучения. В рамках обучаемости различают общую и специальную обучаемости. Общая обучаемость – это способность усвоения любого учебного материала. Другими словами, каждый человек способен воспринять и изучить некоторое количество материала независимо от того, каков вообще уровень его восприятия знаний. Общая обучаемость характеризует степень общей одаренности человека. Специальная обучаемость – это способность усвоения отдельных видов учебного материала. Она характеризуется степенью одаренности к тем или иным видам деятельности. Так, каждый человек способен обучиться писать и читать, поэтому способность воспринимать эти навыки и есть общая обучаемость. Но не каждый из нас обладает музыкальной одаренностью или способностями изучать иностранные языки. Следовательно, эти знания – специальная обучаемость.

Существует структура обучаемости, в которой выделяют:

потенциальные возможности обучаемого;

продуктивность учебной деятельности;

обобщенность мышления;

резервы развития;

темп продвижения в обучении.


Другие статьи:

Обучение учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроке ОБЖ
Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), как никакой другой, синтезирует все знания, умения и навыки учащихся. А иначе и не может быть, ведь все учебные дисциплины школьного курса учащиеся изучают для того, чтобы использовать полученные знания и умения для плодотворной и безопасной жиз ...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администраци ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru