– урок – это протекание жизни на уровне современной цивилизации, современного способа обустройства пространственной Среды, современной культуры взаимоотношений между людьми, господство человека над своей натурой, культуры телодвижений, свободного проявления личностного «Я» в его своеобразии мужского и женского варианта поведения;
– урок – это развитие способностей человека, среди которых существенными для современного человека выступают такие, как быть мыслящим, моральным, творческим субъектом;
– урок – это взаимодействие «человек – человек», разворачивающееся широко в плане непосредственном и опосредованно, через изучение достижений человечества;
– урок – это поиск истины в процессе изучения фактов и явлений жизни, закономерностей и оснований человеческой жизни, обретение личностных смыслов.
Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
Урок зеркально отражает проблемы воспитания детей в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. Он имеет свои традиции и ритуалы, но в то же время уникален и неповторим. И назначение урока состоит в гуманизации окружающей действительности и в утверждении человека наивысшей ценностью на земле.
В школьном уроке принято выделять три функции: обучающую, воспитательную и развивающую. Первая обеспечивает получение суммы знаний, вторая формирует образ поведения, третья – навыки самостоятельного мышления. Из этой группы зачастую выпадают три очень важные функции: коммуникативная, мотивационная и культурологическая. Культурологическая функция урока не сводима к презентируемым учителем культурно-историческим фактам. Учебный материал воспринимается, только если имеет личностную образовательную ценность; осознается как культурное явление; связывается с личностным интересом в процессе собственной мыслительной деятельности.
Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку.
Управление учащимися на уроке – это управление познавательной деятельностью. В условиях развивающего обучения важен не только результат этой деятельности (знания, умения, навыки), но и сформированность ее структурных компонентов, способов достижения результатов. Для этого познавательная деятельность должна быть специально организована с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе.
Важно отметить ряд принципов организации познавательной деятельности на уроке:
– активизация познавательных процессов;
– развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами;
– развитие познавательных способностей.
Другие статьи:
Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников с
нарушением интеллекта средствами использования занимательных дидактических игр
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы познавательный интерес у младших школьников развивался и на уроках математики. В экспериментальной группе детей на уроках математики вводились дидактические игры. Они были направлены: – на подготовку к изучению нового материала; – на изучение нового материала ...
Примерное тематическое планирование темы «Арифметическая и геометирческая
прогрессии»
Тематическое планирование, предлагаемое в основной части работы, составлено по учебнику Макарычева Ю.Н. и др. «Алгебра» для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Теляковского С.А. Уроки алгебры в 9 классе проводятся 3 часа в неделю. Всего на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии» о ...