Влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся

Педагогика как наука » Школьный урок и его влияние на учащихся » Влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся

Страница 6

В учебной работе могут использоваться также поясняющие операции, Это известные мыслительные операции, которые входят в состав умственных действий, нацеленных на достижение понимания: поясняющий анализ и синтез, поясняющее сравнение, поясняющая конкретизация, обобщение, абстрагирование. Например, на уроке вводится новое понятие. Для выяснения полноты понимания можно предложить ученикам вопрос, заданный в форме: «В чем сходство, а в чем различие… (введенного понятия с известным ученикам)?.»

В процессе обучения особая нагрузка ложится на память.

От: уровня развития памяти зависит успешность учения школьников. Работа учителя на уроке должна способствовать развитию памяти детей. В современной психологической литературе накоплен ценный материал, который может быть использован школьными психологами для помощи учителю.

Память – наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти – упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания – один из приемов развития памяти. Например, подчеркнуть значимость материала для дальнейшего изучения курса. Помощь учителя может состоять также в том, что он, четко формулирует мнемическую задачу: что запомнить, на какой срок, как точно.

Л.В. Черемошкина считает, что отправной точкой развития памяти являются создаваемые учителем на уроке ситуации, в которых ученик осознает проблему запоминания, т.е. осознает противоречия между необходимостью что-либо запомнить и трудностями запоминания. Личность, осознавшая необходимость и возможность применения приемов запоминания, – это уже иная личность, развивающаяся.

Второе условие, которое на уроке должно иметь место гораздо чаще первого, заключается в том, чтобы продумывать вместе с детьми различные способы запоминания. По мнению Л.В. Черемошкиной, сущность развития памяти – формирование мнемических приемов:

1. Ассоциации – установление связей запоминаемого с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. На уроке для стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу ' вопросы типа:

Что напоминает вам это слово? На что похоже это уравнение? Что напоминает эта картина?

2. Выделение опорных пунктов. Сущность способа заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. «зацепок», «крючков», в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова, формулы и т.д.

3. Приемы группировки. Группировка – разбиение материала на части по смыслу, объему, ассоциациям и т.д.

4. Классификация – группировка материала по определенным известным основаниям. Например, при изучении иностранного языка разделение вербального материала на классы: слова, обозначающие животных и растения, предметы мебели и домашнего обихода, и т.д. Учитель легко может придумать задания на классификацию любого учебного материала.

5. Схематизация – изображение или описание чего-либо в упрощенном и обобщенном виде, в графической форме.

6. Структурирование – прием установления связей между частями предмета или явления, позволяющий представить данный предмет или явление в целом.

Можно использовать также приемы аналогии, перекодирования, построения мнемического плана, мнемотехник, систематизации, установления последовательностей, приемы различного рода привнесений в запоминаемый материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ усложняются из года в год, совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отн ...

Состояние чтения учащихся массовой общеобразовательной школы
Количественные данные о состоянии качества чтения представлены в таблице 1 Оценка качества чтения у учащихся 3-го класса массовой общеобразовательной школы № Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Баллы 1 Снежана К.   1                   5,0 2 Даня В. 1   1   ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru