Познавательный интерес – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает её движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.
Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. По её мнению, «…избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями».
Итак, познавательный процесс это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое. Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
В познавательном интересе мысль ищет выход из затруднительного положения. Она не имеет созерцательного характера, она активна, устремлена на решение познавательных задач, слита с волевыми процессами. В интересе сплетены мысль, воля, эмоции. Они его основа.
Итак, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях. Познавательный интерес является образованием, формирующимся и развивающимся.
В своем исследовании мы рассматриваем познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания, к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности (Н.Г. Морозова).
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».
Другие статьи:
Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья
Представления о ребенке с ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации, нормы и патологии. Психическое здоровье в психологической литературе рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психич ...
Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного
аппарата
В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка сп ...