Подростковый возраст

Следующей важной ступенью в возрастном психическом развитии современных школьников является подростковый период или период ранней юности. Это переходный возраст, а значит, является критическим как для самих подростков, так и для их окружения. Здесь мы уже имеем дело не с доверчивым и более менее уравновешенным ребенком, но с ребенком 12-16 лет, у которого ярко выражаются значительное количество новообразований психики, влияющих на его поведение. Подростки импульсивны, их в большей степени привлекает и интересует внешний вид, а не внутреннее содержание.

Однако, согласно описанию возрастных характеристик американского психолога А. Гезела, 13-летний отличается от ребенка тенденциями к интравертивности (обращенностью внутрь), самокритичности, чувствительностью к критике, критическим отношением к родителям, избирательностью в дружбе. 14-летний подросток уже более склонен к экстраверсии, энергичен, общителен, уверен в себе. Его уже интересуют больше другие люди. Любит обсуждать себя и сравнивать себя с героями. Школьники 15 лет характерны тем, что стремятся приобрести индивидуальные различия, которые выражаются часто в виде присущего подросткам духа независимости, свободы от внешнего контроля. Однако, не смотря на кажущийся внешне дискомфорт рядом с такими детьми, следует помнить, что эти проявления являются сигналом взрослым для начала сознательного самовоспитания. Ранимость и восприимчивость к вредным влияниям также является распространенными в этом возрасте. 16-летние подростки значительно отличаются своими равновесием, эмоциональной уравновешенностью, общительностью, жизнерадостностью, стремлением к более открытой самостоятельности.

В таком возрасте, богатом контрастами в проявлениях реакций на различные ситуации (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы), у школьников возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми. Они пытаются найти друга, который мог бы их понять. Этот поиск взаимопонимания больше направлен на сверстников, нежели на взрослых. Таким образом, подросток "учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего Я. В результате возникает центральное новообразование подростка – чувство взрослости - возникновение у подростка представления о себе как взрослом, а не ребенке. Кроме личностных особенностей, появлению центрального новообразования в психике подростка способствует также такие аспекты как: половое созревание, наличие к этому возрасту базовых знаний, умений и навыков, которые позволяют им достаточно самостоятельно действовать в разных социальных ситуациях. Следует также отметить, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте ученика является интимно-личностное общение со сверстниками. Поэтому поведение подростков, как правило, определяется маргинальностью или промежуточностью его положения в обществе. Внутри он чувствует в чем-то себя еще ребенком, и в то же время, в нем уже вырабатывается способность к самостоятельным принятиям решений, планированию и целеполаганию, проявлению волевых качеств характера. Этот период выделяется своими трудностями, такими как:

1. Развитие самосознания, формирование самооценки – незрелая личность.

2. Интенсивное формирование характера – акцентуации характера.

3. Чувство взрослости – реакции эмансипации.

4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакции группирования.

5. Потребность в самоутверждении – патологические увлечения и хобби-реакции.

6. Потребность в активности и социальной значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации.

7. Критическое мышление – негативизм и реакции отказа.

8. Любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

9. Повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.

Все рассмотренные особенности подросткового периода могут значительно влиять на учебный процесс. Но в каждом из качеств, еще не до конца сформированной, психики ребенка можно увидеть также и возможности для дальнейшего развития и роста личности ученика переходного возраста.


Другие статьи:

Специфика деятельности специальных образовательных учреждений VI вида
В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в России: - Министерство образова ...

Постановка проблемы и обоснование проекта
Практическое исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного развития воспитанников № 24 «Искорки» г. Зеленогорска Красноярского края (МБДОУ д/с № 24 «Искорки»). Для ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru