Он реализуется с учетом возрастных особенностей школьников. Итак, урок может содержать в себе:
- включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому;
- организация деятельности учащихся, имплицитно содержащая возможность рефлексии, самооценки и других проявлений личностного опыта учащихся;
- проектирование затруднений, побуждающих учащихся к волевой активности;
- разработка таких элементов деятельности учащихся, которые бы актуализировали стремление к достижениям, к саморазвитию;
- введение в структуру урока заданий развивающего характера, пробуждающих интерес к процессу творчества;
- построение учебной деятельности, требующей взаимодействия, коммуникации, сотрудничества;
- учет интересов и жизненных планов учащихся при дифференциации учебных заданий;
- применение активных и интерактивных методов обучения – групповых, коллективно-распределенных, игровых, контекстных и др.;
- передача учащимся функций самоконтроля, обнаружение ими и исправление собственных ошибок;
- дозированная помощь учащимся с целью поддержания достаточного уровня самостоятельности и режима напряжения (зона ближайшего развития);
- осознание учащимися логики урока, проявление познавательной инициативы, постановка собственных вопросов и проблем;
- диалог как преобладающий стиль общения на занятии, умение слушать друг друга, возможность проявить сою позицию, выразить собственное мнение, взаимную толерантность;
- стремление достичь результата путем собственных усилий, отсутствие страха рискнуть, пойти собственным путем;
- самостоятельность речи и общения, рефлексивные высказывания учащихся;
- предъявление учебного материала в виде задач и проблем, принятие их учащимися;
- имитационно-игровое моделирование социальных проблем и коллизий, принятие учащимися ситуации игры и игровой роли;
- авторская позиция учителя, стремление реализовать собственную индивидуальность.
Рассмотрев возрастные особенности школьников можно прийти к общему выводу о некоторых закономерностях развития учебной деятельности:
1. Чем младше ребенок, тем в большей мере он учится на опыте собственных действий, с возрастом доля обучения путем рассказа и объяснения увеличивается.
2. Если первоначально дети склонны к некритичному воспроизведению образцов, то позднее начинают избирательно и критически относиться к учебному материалу.
3. Господствующие в дошкольном возрасте игровые формы учения постепенно сменяет сознательная и целенаправленная учебная деятельность.
4. Возрастающая способность самостоятельно регулировать и направлять свои действия приводит к осознанному предпочтению тех или иных учебных предметов.
5. С возрастом усиливается понятийная упорядоченность знаний, развиваются интеллектуальные способности.
6. С возрастом потенциально усиливается настойчивость в учении. Это значит, что старшие дети способны к более длительным занятиям учебой, но насколько эта способность реализуется, во многом зависит от установок и интересов детей.
Таким образом, возрастные особенности младших школьников, подростков и старшеклассников не просто влияют на педагогический процесс, но могут оказывать влияние на его формирование. В виду того, что учителя обращают внимание на возрастной кризис того или иного ребенка и строят свой урок с учетом особенностей возрастного периода, педагогический процесс постоянно меняется, перестраивается, одним словом, формируется.
Другие статьи:
Формирование профессиональных качеств организатора,
руководителя у студентов факультетов высшего сестринского образования
Уровень, качество и темпы развития сестринского дела в здравоохранении в значительной степени обусловлены состоянием кадров, системой их профессионального образования, в которой важнейшее место должна занимать подготовка управленческого и педагогического сестринского персонала. Сестринское дело как профессия ...
Система ученных степеней применяемая в России на 2011 год
На данный момент. В России применяется смешанная система ученных степеней: -бакалавр- 4 года обучения, -магистр- 6 лет обучения в высшем учебном заведении, -дипломированный специалист- 5 лет обучения в высшем учебном заведении. Вместо единой западной степени доктора, существуют две степени: -кандидат наук, - ...