Особенности фонематического восприятия у дошкольников

Страница 3

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию.

Среди основных причин, вызывающих недоразвитие фонематического восприятия, исследователи называют нарушения в деятельности левой височной области коры головного мозга вследствие родовых травм, травм или воспалительных заболеваний в раннем детстве. Микронарушения в деятельности отдельных зон мозга могут передаваться и по наследству, что провоцирует возникновение трудностей при овладении грамотой на фоне в целом благополучного, общего развития. Причиной недостаточности фонематических процессов может выступать также отсутствие необходимого опыта наблюдения и выделения фонематических явлений, обусловленное отсутствием внимания к этому аспекту развития детей со стороны близких взрослых.

Недостатки фонематического восприятия могут быть изолированными или сочетаться с нарушениями звукопроизношения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Выявленные педагогом признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка требуют обязательной консультации и, вполне возможно, коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда. Между произносительной деятельностью и фонемообразованием существует тесная взаимосвязь: правильное артикулирование звуков уточняет и стабилизирует воспроизведение услышанной речи. Дефекты же произношения нарушают четкость кинестезии и тем самым дезорганизуют процесс фонемообразования, что, в свою очередь, затрудняет звукобуквенный анализ и во многих случаях делает его неверным. Р.Е. Левина (1958) отмечает, что недостатки произношения часто оказываются индикатором, свидетельствующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.

Поэтому педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей детей, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале.

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи:

Подростковый возраст
Следующей важной ступенью в возрастном психическом развитии современных школьников является подростковый период или период ранней юности. Это переходный возраст, а значит, является критическим как для самих подростков, так и для их окружения. Здесь мы уже имеем дело не с доверчивым и более менее уравновешенн ...

Развитие конструктивных умений в изготовлении подвижных игрушек у детей 7-го года жизни
Цель: разработать серию занятий по развитию конструктивных умений в изготовлении подвижной игрушки у детей 7-го года жизни. Обучающий этап эксперимента проводился с экспериментальной группой (ЭГ) в период с 9 января по 25 апреля 2008. I этап. Составление тематического плана серии занятий по развитию конструк ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru