Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе

Педагогика как наука » Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным моментом во всей его жизни. В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам таких форм общественного сознания, как наука, мораль, право, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, - рефлексию, анализ, мысленный эксперимент. Иными словами, содержанием учебной деятельности являются теоретические знания. Данное положение, раскрывающее содержание и смысл учебной деятельности, возникло в результате специального рассмотрения вопросов истории народного образования и современных тенденций его развития.

Многие годы существования советской власти в нашей стране обязательным было лишь начальное образование. Неполное среднее образование стало обязательным с 1958 года. Вместе с тем в эти годы происходило постоянное улучшение его содержания методов. Однако методика начального обучения в это время была связана в основном с теорией эмпирического мышления, что мало способствовало формированию у младших школьников полноценной учебной деятельности и основ теоретического мышления.

Обучение детей по такой методике стимулировало у них по преимуществу развитие эмпирического (конкретно-наглядного) мышления. В психологических исследованиях мышления младших школьников, проведенных в 1950-х годах, были сделаны, например, такие выводы: "Познавательный опыт младшего школьника ограничен в своем объеме и носит конкретный характер, т. е. в нем главным образом отражены свойства и отношения, лежащие на поверхности явлений действительности. Школьники этого возраста сознают явления действительности через конкретно-наглядную призму своего опыта". В согласии с этим положением находилась дидактическая характеристика уровня возможностей мышления младшего школьника: "…На начальном этапе обучения речь идет главным образом о том, чтобы выделять общие внешние качества предметов, входящих в одно понятие, и объединять их в определенные понятия. Учащиеся начальной ступени обучения по существу в состоянии достичь лишь …ступени образования элементарных понятий".

Для использования возможностей наглядно-образного мышления младших школьников и для его совершенствования (управления) адекватным считался метод обучения, основанный на применении принципа наглядности. "Наглядность облегчает ребенку понимание нового…потому что ребенок, поступающий в школу, мыслит конкретно". П. П. Блонский указывал, что "школьные программы младших классов не устают твердить о развитии детской наблюдательности, а методика – о наглядности в обучении младших школьников". Если же и шла речь о развитии детского мышления в процессе начального обучения, то при этом чаще всего и мелось в виду повышение уровня произвольного и целенаправленного восприятия-наблюдения.

При этом некоторые исследователи обнаружили тот факт, что начальное обучение не влияет сколько-нибудь существенно на умственное развитие детей. "Это явление, - отмечал Б. Г. Ананьев, - заслуживает особого и пристального изучения, так как свидетельствует о том, что в практике начального обучения… не полностью преодолены противоречия между обучением и развитием". Л. В. Занков писал: " Наши наблюдения и специальные обследования… свидетельствуют о том, что достижение хорошего качества знаний не сопровождается существенными успехами в развитии учащихся".

После введения в нашей стране обязательного неполного, а затем и полного среднего образования существенно изменилось значение начальной школы в жизни детей. Если раньше для многих из них начальное обучение было не только первой, но и последней ступенью образования, то теперь каждый ребенок продолжает учиться в школе еще несколько лет. Для нормального пребывания с в средней школе все дети должны иметь склонность к учению, а затем и потребность в учении и умение учиться. Эта потребность и умение могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте. Создание в начальной школе надлежащих условий для формирования у младших школьников развернутой и полноценной учебной деятельности, содержанием которой являются теоретические знания и основанные на них умения и навыки, должны находиться в русле решения новых задач, поставленных перед начальным образованием. Во-первых, полноценная учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников может быть основой их всестороннего развития. Во-вторых, действительно прочные умения и навыки осознанного и выразительного чтения, грамотного письма и хорошего счета формируются у детей при наличии у них определенных теоретических знаний. В-третьих, добросовестное отношение детей к учению опирается на из потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.

Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений.


Другие статьи:

Суть понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный подход создания, применения м определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих рес ...

Значение использования исторических сведений на уроках физики
Немаловажным аспектом преподавания физики является исторический. Исторические сведения позволяют учащимся проследить за развитием науки, совершением научных открытий. Процесс обучения любой дисциплине заключается не только в усвоении информации, которую в противном случае пришлось бы воспринимать на веру, но ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru