Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Педагогика как наука » Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР » Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Страница 2

Рис. 3.

Анализ обследования фонематического слуха

Таким образом, у 93,3% детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие не сформировано: они затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости (па-ба, са-за), по мягкости-твердости (ма-мя, та-тя, ла-ля), по месту образования (ша-са), по способу образования (ца-са, тя-ча). При этом нарушения наблюдались и на уровне нарушенных звуков и на уровне не нарушенных звуков. Только в заданиях на повторение слогов, различающихся по месту и способу образования трудности у этих детей наблюдались на уровне нарушенных звуков; при повторении слогов с ненарушенными звуками это задание выполнялось правильно.

Лишь 6,7% детей экспериментальной группы справились с заданием, т.е. фонематическое восприятие у этих детей находится на высоком уровне развития, фонематический слух сформирован.

Самым сложным заданием для детей обеих групп было определение положения заданного звука в слове (См. таблицу 4).

Таблица 4. Обследования фонематического анализа

Положение звуков в слове

Экспериментальная группа

Контрольная группа

человек

%

человек

%

Гласный в начале слова

3

20

15

100

Гласный в середине слова

0

0

6

40

Гласный в конце слова

1

6,7

5

33,3

Согласный в начале слова

0

0

4

26,7

Согласный в середине слова

0

0

4

26,7

Согласный в конце слова

3

20

9

60

Наиболее легкой была игра, связанная с выделением гласного звука в начале слова: с этим заданием справились все дети (100%) контрольной группы и лишь 20% экспериментальной группы. Гласный в середине слов выделяют 40% детей без речевого нарушения, дети же экспериментальной группы, несмотря на помощь экспериментатора (утрированное произношение звука), с заданием не справились.

Выделение гласного в конце слов доступно 33,3% детей контрольной группы и 6,7% детей экспериментальной группы, они достаточно быстро называли гласный звук в словах: чашка, шины, кенгуру, т.е. в словах, где гласный находится и в ударной и в безударной позиции в конце слова.

Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения в обеих исследуемых группах. Так, согласный в начале слова не выделяют дети экспериментальной группы, только 26,7% детей контрольной группы могут выделить первый согласный. Остальные дети либо не отвечали вообще, либо называли согласный вместе со следующим гласным: па – палка, иногда повторяли полностью слово: кот-кот. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как в результате 1, 2 и 3 этапа исследования выяснилось, что многие дети не различают нарушенные звуки.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Методика проведения урока в 4 классе "Безударные окончания имён существительных в творительном падеже единственного числа"
Познакомить учащихся со способом определения расстановки безударных окончаний у имён существительных в творительном падеже; Формировать умения правильно писать окончания имён существительных в творительном падеже; Развивать интеллектуальные способности детей; Воспитывать любовь к русскому языку; Ход урока: П ...

Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности в театрализованной деятельности
Театрально-игровая деятельность детей − это интегрированный вид деятельности. Она включает элементы игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности, которые они объединены единым сценическим решением в кукольном представлении или драматизации. О роли театрального искусства в эстетическом в ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru