Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Педагогика как наука » Развитие фонематического восприятия в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР » Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Страница 3

Согласный в конце слова выделяет большинство детей контрольной группы (60%) и 20% детей экспериментальной группы: крот – т, сок – к, дом – м, т.е. слова со звуками, которые не оглушаются. Остальные 40% детей без речевого нарушения и 80% детей с общим недоразвитием речи III уровня испытывали трудности: они чаще всего не называли звук вообще, а 20% детей (подвижные, легко возбудимые) начинали перечислять разные звуки.

Самым сложным из всех вышеперечисленных заданий было определение согласного звука в середине слов (Оля, стол, она, эхо).

При утрированном проговаривании слов 40% детей контрольной группы назвать согласный звук в середине слова не смогли. А дети экспериментальной группы с этим заданием не справились.

Таким образом, обобщив полученные результаты исследования фонематического анализа, мы составили таблицу (См. таблицу 5, рис. 4).

Таблица 5. Сформированность фонематического анализа

Сформированность

Экспериментальная группа

Контрольная группа

чел.

%

чел.

%

Сформирован

0

0

4

26,7

Не сформирован

15

100

11

73,3

Рис. 4. Сформированность фонематического анализа

Итак, фонематический анализ сформирован только у 26,7% детей контрольной группы – они выполнили верно все задания на определение положения гласного и согласного звука в словах: в начале, в середине, в конце. У всех детей экспериментальной группы (100%) и у 73,3% детей контрольной группы были отмечены нарушения фонематического анализа, т.е. полностью фонематический анализ у них не сформирован: дошкольники затруднялись при выделении первого согласного звука (чаще называли его вместе с последующем гласным), не могли выделить звук из середины слова.

Последним этапом нашего исследования было определение соотношения между использованием правильных звуков речи в самостоятельной речи и изолированно. Выяснилось, что 13,4% детей с общим недоразвитием речи III уровня не произносят звук в самостоятельной речи, но в изолированном положении произнести звук могут. У 40% детей отсутствует звук, у 33,3% детей звук произносится искаженно и у 13,4% детей звук заменяется как изолированно, так и в самостоятельной речи.

Таким образом, по результатам нашего обследования выяснилось, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня встречаются нарушения нескольких групп звуков (См. таблицу 6).

Таблица 6. Звуки русского языка, нарушенные у детей ЭГ

Формы нарушений

Экспериментальная группа

человек

%

с

9

60

с`

9

60

з

9

60

з`

9

60

ц

6

40

ш

3

20

ж

3

20

щ

2

13,4

ч

1

6,7

л

6

40

л`

2

13,4

р

9

60

р`

5

33,3

т, д, н

6

40

т`, д`, н`

6

40

j

1

6,7

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Внутреннее строение Земли
Материалы, слагающие твердую Землю непрозрачны и плотны. Прямые исследования их возможны лишь до глубин составляющих ничтожную часть радиуса Земли. Самые глубокие пробуренные скважины и имеющиеся в настоящее время проекты ограничены глубинами 10 - 15 км, что составляет немногим более 0,1% от радиуса. Возможн ...

Результаты диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
Для изучения особенностей формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ с. Сохондо Забайкальского края был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru