Цель:
выявление причин отклоняющего поведения и проблем трудного подростка; поиск путей эффективной социально-педагогической работы с трудными подростками в целях профилактики противоправного поведения.
Задачи:
1) выявить причины отклоняющего поведения и проблемы трудного подростка
2) разработать основанный на результатах констатирующего этапа план мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения
3) дать оценку эффективности плана
Испытуемыми стали 25 подростков, в возрасте 13–17 лет, проживающие в с. Переволоки Сызранского района Самарской области и их родители в количестве 25 человек. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых и их законных представителей.
Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей несовершеннолетних группы риска
Цель:
выявление социально-педагогических и психологических особенностей несовершеннолетних.
Задачи:
1. Подобрать необходимые методики диагностирования;
2. Продиагностировать подростков;
3. Провести количественный и качественный анализ проведенной диагностики
На данном этапе нами использовались следующие методы диагностики:
1) анкетирование – изучение взаимоотношений в семье;
2) тестирование – эмоционально-нравственного развития;
3) опрос несовершеннолетних – проведение свободного времени;
4) педагогическое наблюдение;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.
Методика исследования на констатирующем этапе.
I. Источниками информации о социально-педагогических условиях несовершеннолетних послужили сведения:
1. Личные дела несовершеннолетних состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
2. Документы психолого-педагогического консилиума в школе.
3. Материалы психодиагностики.
4. Результаты рейдов.
5. Жалобы и заявления граждан.
6. Материалы о правонарушениях.
7. Преступления несовершеннолетних.
На основании чего были составлены социальные проблемные карты. Показатели выявления семейного благополучия были следующие:
1. Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат
3. Режим дня трудного подростка в семье
4. Методы и приемы воздействия взрослых на несовершеннолетних
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Анализ и обработка результатов.
Результаты анкетирования по выявлению семейного благополучия следующие (Таблица 1).
Таблица 1. Социально-педагогические условия семейного благополучия несовершеннолетних
Наименование |
Социальная оценка семьи | ||
Материально-бытовые условия. |
хорошие |
удовлетворит. |
неудовлетворит. |
3 (12%) |
10 (40%) |
12 (48%) | |
Эмоционально-нравственный климат. |
согласие в семье |
имеют место редкие конфликты |
конфликтная семья |
3 (12%) |
12 (48%) |
10 (40%) | |
Режим дня подростка в семье. |
соблюдается |
периодически |
не соблюдается |
1 (4%) |
5 (20%) |
19 (76%) | |
Методы и приемы воздействия взрослых на несовершеннолетних |
беседы |
ругань |
физическое воздействие |
5 (20%) |
12 (48%) |
8 (32%) | |
Семейный досуг. |
постоянно |
редко |
отсутствуют |
3 (12%) |
10 (40%) |
12 (48%) | |
Уровень благополучия семьи |
Высокий 1 (4%) |
Средний 8 (32%) |
Низкий 16 (64%) |
Другие статьи:
Особенности проведения эксперимента в разделе «Растения»
Постановка учебных опытов по разделу «Растения» предусмотрены школьной программой. Эксперимент занимает в этом разделе значительное место – около трети уроков в целом или частично строится на материале опытов, описание которых дается в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу. Роль эксперимента в ...
Методические рекомендации для социальных педагогов по адаптации детей
младшего школьного возраста разведенных родителей
Анализ литературы по проблеме исследования, результаты диагностики послужили основанием для составления методических рекомендаций для социального педагога по организации социально – педагогической деятельности по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей. Индивидуальные рекомендации п ...